Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Становление самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Становление самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного
Становление самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного
Определение 1

Самодержавие — это особая монархическая форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота верховной власти и одновременно осуществляется ее сакрализация.

Сакрализация образа монарха в России

В становлении самодержавия в России ключевым моментом было воцарение в 1547 года Ивана Васильевича, когда семнадцатилетний великий князь венчался государем Всея Руси и царем Московским, став первым русским царем (1547-1584). Царствование способствовало утверждению идеи преемственности монархической власти данной Богом. Царь стал воплощением образа православной государственности. Таким образом завершилась «сакрализация» носителя верховной власти, что значило не просто уподобление царя богу, но и присвоение монарху особой харизмы, благодатных даров, благодаря которым он воспринимался подданными как сверхъестественное существо.

Помощь со студенческой работой на тему
Становление самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

В соответствии с греческими канонами царскому служению придавался теократический смысл, государь перед подданными выступал как Божий избранник, власть получивший от Бога. Представления о сакральности власти появились задолго до 1547 года. Постепенно они выросли до признания Великого князя «стражем Земли Русской». Русь всегда стояла на служении «Батюшке — государю» верой и правдой. Такие воззрения сохранялись до XIX — начала XX веков. Характерный воинский призыв «За веру, царя и Отечество» отвечал прочным представлениям народа.

Религиозное сознание русских оказывается тесно связанно с национальным и государственным сознанием. Государственное не являлось принадлежностью одного лишь правящего слоя, а присуще было всему народу. Практически все русские сознавали себя принадлежащими к государству, главой которого мыслился самодержец — помазанник Божий, православный царь, призванный выполнять Господню волю. На этом высшем уровне власти, тот, кому вручалась эта власть, воспринимался в качестве Бог.

Следовательно, в основе монархизма как проявления сознания народа лежит восприятие царя как Божия помазанника. Свою волю народ передавал во власть Высшей воли, которой освящена монархическая власть. При этом предполагалось, что и царь государственное служение осуществлял как послушание, отрекшись от личной воли.

Иван Грозный как самодержец

Утвердившись на царском престоле, Иван Грозный начал реформирование устоев жизни русского общества. Реформы середины XVI века в целом проводились в интересах укрепления самодержавной власти с опорой на служилое дворянство и за счет ограничения политической и хозяйственной свобод боярской аристократии, крестьянского и посадского населения страны.

Виднейшие представители русской исторической науки – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский — давали деятельности Ивана IV иную характеристику. Его личность была ярчайшим подтверждением народной мудрости: «Всякая власть портит человека; абсолютная власть — абсолютно». В.О. Ключевский полагал, что Иван IV —грамотнейший, начитаннейший человек своего времени, обладал несомненными политическими талантами. Но когда им овладела идея самодержавия, когда вместе с царским титулом он вообразил себя преемником византийских и римских императоров, при своем жестоком и несдержанном характере он стал причиной массы бед.

Замечание 1

Личную власть Ивана Грозного отличали ничем не сдерживаемые произвол и деспотизм. Эта власть опиралась на хорошо продуманную систему единовластия. Эта система единовластия в дальнейшем стала основой для укрепления и развития властных аппаратов неограниченной монархии.

Опричнина как инструмент установления самодержавия

Иван IV Грозный не принимал европейский светский тип государства. Его идеалом была неограниченная монархия, где церковь санкционировала власть. Именно этой цели служила опричнина (1565-1572 годы). Без нее, как особого инструмента, созданного царской властью, самодержавие не смогло бы ни появиться, ни укрепиться. Опричнина была своеобразным событием в истории Московской Руси.

Определение 2

Опричнина – это часть государства, которая находилась в управлении царя и служила ему опорой в борьбе за формирование сильной центральной власти, а также название самого правления этого времени.

По итогам опричнины проблема государства и власти была решена в пользу власти, так как была ликвидирована экономически независимая власть собственника, который мог стать основой гражданского общества в России.

Осенью 1572 года опричнина была отменена. Произошли послабления. Были возвращены некоторые конфискованные имения, реабилитированы некоторые жертвы террора.

Важнейшая проблема соотношения власти и общества была решена победой власти. Общество опричниной было подчинено неограниченной власти царя. Установилась окончательно главенствующая роль единоличного правителя.

Следует особо сказать о Боярской думе, сформировавшейся в эпоху становления государства. Она состояла из московского боярства, бывших удельных князей и бояр, и, будучи по составу аристократической, символизировала автономию общества от государственной власти. Важнейшие вопросы великий князь не мог решать самостоятельно, лишь совместно с боярами. Боярская дума отражала демократические традиции, не исчезнувшие после образования Московского государства. В малолетство Ивана IV в 1533-1547 годах в стране установилось боярское правление. Центральная власть ослабла, в результате реформ некоторые функции власти были переданы на места. Повзрослевший Иван IV в боярах видел главных врагов, опираясь на узкий круг лично преданных ему.

В первых главах Соборного Уложения содержатся статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Усиление власти монарха означало движение к установлению в России самодержавной абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке Земского собора – сословно-представительного органа.

В результате введения опричнины роль Боярской думы значительно упала. Место самых строптивых и истребленных бояр заняла бюрократия. Боярская дума была сохранена как дань традиции, однако стала управляемой.

Главной опорой власти была бюрократия. Расширился слой служилой бюрократии. Землевладельцы, независимо от размеров владения, превращались в служилую массу, находившуюся в зависимости от царя.

Были ликвидированы экономически независимые собственники, которые могли бы стать основой формирования прогрессивного гражданского общества. Произошло огосударствление общественной жизни: все зависело от государства и от царя лично.

comments powered by HyperComments