Освобождение Москвы 1612 г.
В $1610$ году после свержения Василия Шуйского временное правительство в лице Семибоярщины допустило в столицу польское войско с коронным гетманом Жолкевским во главе. Это было сделано после призыва на правление сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III Владислава Вазы. Получается, что Семибоярщина в лице лидеров знати предпочла иностранную интервенцию самозванцу Лжедмитрию II.
В государстве это действие было воспринято как национальное предательство. Усилиями патриарха Гермогена активно начало формироваться народно-освободительное движение. Первое ополчение, сформировавшееся из отдельных отрядов, в $1611$ году двинулось на Москву. Ополчение дошло до Москвы, но там и осталось, так как произошел разлад внутри организации между казаками и дворянами. Второе ополчение, появившееся в Нижнем Новгороде, подошло к Москве летом $1612$ года и соединилось с оставшимся войском Первого ополчения. В октябре $1612$ года столица была окончательно освобождена.
Положение в Москве после освобождения
Несмотря на освобождение Москвы, в целом обстановка в государстве оставалась напряженной. Война с поляками и шведами продолжалась. Кроме того, в Русском государстве не было царя.
Фактически власть до избрания нового царя была в руках руководителей освобождения Москвы, сформировавших временное Земское правительство. Во главе этого правительства стояли деятель Первого ополчения, а до этого сторонник Лжедмитрия II Трубецкой Д.Т. и руководитель Второго ополчения Пожарский Д.М.
В сознании человека того времени еще не сформировалось идей о каком-либо ином виде правления, кроме монархии. Поэтому сразу же было необходимо начать подготовку к выборам нового царя.
Трубецкой и Пожарский рассылали во все города грамоты, призывая явиться на Земский собор в Москву.
Созыв Земского собора 1613 г.
Делегаты от разных городов и сословий собирались в Москве до декабря 1612 года. Этот Земский собор стал самым пестрым по социальному составу: в него вошли представители черного и белого духовенства, дворяне Москвы и других городов, казаки, «уездные люди», т.е. черносошные крестьяне, посадские люди.
Открытие собора должно было произойти раньше, но из-за того, что делегаты продолжали прибывать, дату сдвинули на январь 1613 года. По разным данным количество участников варьирует от $700$ до $1500$ человек. Отметим при этом, что грамоту об избрании Михаила Романова подписали только $238$ человек.
Открытие Земского собора произошло $6$ января ($16$ по новому стилю) $1613$ года. Собору предшествовали три дня поста, направленные на очищение и избавление от грехов Смутного времени.
Заседания происходили в Успенском соборе Кремля в очень напряженной обстановке противостояния различных группировок. Кандидатов на престол было много. Помимо претендентов от различных знатных и не очень русских родов, были те, кто поддерживал кандидатуры польского или шведского королевичей или даже Марины Мнишек и ее сына Ивана, прозванного «Воренком».
Согласно процедуре, любой вопрос мог быть решен только в случае достижения единогласия. Важно отметить, что в столице в рассматриваемый момент очень весомую роль играло казачество. Их противники, в основном, поддерживали королевича Карла-Филиппа шведского.
Переговоры вскоре зашли в тупик. Кандидатура Михаила Федоровича Романова была предложена вообще извне Земского собора – братией Троице-Сергиева монастыря, в частности, Авраамием Палицыным. Этот кандидат был сыном ростовского митрополита Филарета, находившегося в польском плену и бывшего некоторое время патриархом в Тушинском лагере.
Сторонникам Романовых противостояла сильная правительственная партия, к которой принадлежали Трубецкой, Пожарский, а также члены Семибоярщины.
Активно действовал простой народ и казачество, поддерживавшие Михаила Романова.
Поэтому $21$ февраля $1613$ года при сильном давлении Земский собор выбрал царем Михаила Федоровича Романова.