Оттепельное кино, новая волна — это направление советского кинематографа начала 1960-х годов, которое определило духовно-эстетические ценности советского кино.
Новую волну представляли молодые режиссеры, творческое мышление которых складывалось под активным влиянием отечественной киношколы и европейской школы киноискусства.
Впервые понятие «Новая волна» ввел Франсуазей Жиру в 1958 году по отношению к молодому поколению. Этот термин в дальнейшем стал символом обновленного французского кино.
В период «оттепели» изменилась стилистика советского кино — в фильмах уменьшается количество пафоса, они приближаются к реализму, заботам и нуждам простых людей.
В 1958 году фильм режиссера М. Калатозова по сценарию В. Розова «Летят журавли» стал первым в истории и единственным советским фильмом, который был удостоен одной из наиболее престижных мировых кинопремий — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
Начиная с 1959 года каждые два года проводился Московский международный кинофестиваль (фестивалю в 1972 году присвоен высший класс) в качестве преемника Советского кинофестиваля, проводившегося в 1935 году. В программе Московского кинофестиваля участвовали ленты таких режиссеров, как Иштван Сабо, Федерико Феллини, Стэнли Крамер, Этторе Скола, Анджей Вайда, Кшиштоф Кесьлевский и др.
В 1962 году впервые советский фильм на Венецианском кинофестивале удостоился главного приза «Золотой лев». Лауреатом стала работа Андрея Тарковского «Иваново детство» (он разделил победу с итальянским фильмом «Семейная хроника»). Второй раз советский фильм получил «Золотого льва» на закате существования страны: в 1991 году приз получила картина Никиты Михалкова «Урга — территория любви».
По политическим причинам советский кинематограф не был представлен на фестивале «большой тройки» — Берлинском. Впервые в Западном Берлине советский фильм был показан лишь в 1975 году. Несмотря на долгое отсутствие советских фильмов на фестивале, в 1977 году фильм Л. Шепитько «Восхождение» получил «Золотого медведя» — главный приз, а через 10 лет успех повторил Глеб Панфилов с фильмом «Тема».
Тенденции развития
Новое направление стало движущей силой в кинематографе и получило в СССР широкое распространение. Молодые режиссеры поспособствовали возникновению двух значительных тенденций в развитии кинематографа.
Для поэтико-живописного направления характерно применение притчеобразных сюжетов, метафор, аллегорий, символов. Образный строй отличается декоративной броскостью, живописной и яркой выразительностью. Режиссеры старались показывать радости жизни через бытовые вещи, которые зачастую становились более важны, чем сюжет картины. Наибольшего успеха добились такие представители стиля как «Иваново детство» А. Тарковского» (1962 год), «Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1968 год) С. Параджанова, «Мольба» Т. Абуладзе (1967 год).
В поэтико-документальном направлении сочетались приемы игрового и документального кино. Произошло изменение контакта с действительностью. В результате внутрикадрового монтажа фильмы обзаводятся такими отличительными чертами, как ритмичность и динамичность повествования. Впечатления реальной среды, ощущения естественно протекающей жизни, «случайного» обличения частной жизни кинематографисты добивались за счет «скрытой камеры». Излюбленным приемом этого жанра стали лирические отступления отстраненной тематики, что добавило фильмам особую поэтичность и одухотворенность. Режиссеры выстраивают авторское пространство при помощи оператора, а не с использованием закадрового голоса. Изображение показывает рассуждения героя, находящегося в динамике, а действие отображает внутреннее состояние, которое формируется за счет настроения автора. Стилистической особенностью стало пристальное внимание к важным психологическим деталям, акцентируемым монтажом. Признание получили фильмы «Я шагаю по Москве» Г. Данелия (1963 год), «Застава Ильича» (1965 год) и «Июльский дождь» (1966 год) М. Хуциева, «Листопад» О. Иоселиани» (1966 год).
Ежегодно выходило более 300 событийных и тематических фильмов, 80 % из которых финансировались Госкино СССР, а 20 % — министерствами и ведомствами, заинтересованными производством фильмов о своих отраслях. 50 % документального кино производилось в СССР.
Выдающиеся представители
Наиболее яркие представители поэтико-живописного стиля:
- А. Сокуров;
- А. Тарковский;
- Т. Абуладзе;
- С. Параджанов.
В поэтико-документальном направлении выделялись:
- М. Хуциев;
- Г. Данелия;
- А. Герман;
- О. Иоселиани;
- В. Шукшин.
В документальном кино появилось новое поколение: Павел Коган, Виктор Лисакович, Петр Мостовой, Николай Обухович, Борис Галантер, Майя Меркель, Герц Франк, Артавазд Пелешян.
«Новая волна» стала событием в развитии кинематографа, заключающим в своей формуле как модернистское, так и постмодернистское направления кинематографа.
Примечательно, что режиссеры начали применять инновационные техники в своей работе.
В фильме «Сегодня премьера» С. Аранович использует прием «скрытой камеры» для показа репетиций Георгия Товстоногова. В фильм включены эпизоды, запечатлевшие реакцию известных актеров на объектив.
Ярким представителем новой волны стал фильм П. Мостового, П. Когана «Взгляните на лицо», который отличается операторским мастерством, за счет которого передано разнообразие чувств посетителей Эрмитажа перед полотном «Мадонна Литта».
В 1966 году в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм» применены почти все популярные приемы эпохи. Режиссер монтировал основную часть фильма, придавая кадру новое назначение, а в прологе для кадров Москвы использовал «скрытую камеру». По задумке автора каждый эпизод должен был вызывать максимально яркие эмоции зрителя.
Наибольшее влияние на становление в СССР нового направления оказали лидеры европейского киноискусства, такие как И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини.