Культурная революция – это составляющая строительства социализма в СССР в 1920-30-е годы, в корне изменившая духовную жизнь общества и приведшая к созданию новой культуры.
Термин введен Лениным в работе «О кооперации». Важнейшую задачу культурной революции руководство страны видело в ликвидации идеалов и духовных ценностей, существовавших в условиях монархии, и в устранении культурной отсталости. На передний план была выдвинута задача создания «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества.
Интеллигенция и революция
Представители интеллигенции по-разному отнеслись к революционным событиям 1917 года и последовавшими за ними политическими, культурными и социально-экономическими изменениями. Не приняли новый режим и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и химик П.И. Вальден.
Большую роль в сыграли в этом «философские пароходы».
«Философские пароходы» – это кампания советского правительства по высылке из страны неугодных интеллектуалов в сентябре и ноябре 1922 года.
Кампанию инициировал Ленин, предложивший заменить противникам власти смертную казнь на высылку. Среди высланных большой процент составили преподаватели вузов: профессора, экономисты, юристы, а также литераторы и религиозные деятели.
Часть леворадикальной интеллигенции поддерживала новую власть, встав на путь сотрудничества, в их числе:
- Естествоиспытатель К.А. Тимирязев;
- поэт В.В. Маяковский;
- поэт В.Я. Брюсов;
- художник М.А. Васнецов;
- художник В.Д. Поленов.
Руководство страны понимало необходимость совместной работы с деятелями искусства и науки и принимало меры по привлечению их в осуществление культурной революции.
Пролеткульт
Октябрьская революция оказала значительное воздействие на творческую деятельность. Появились новые тенденции. Появившиеся ранее группы футуристов и имажинистов объявили, что представляют собой революционное искусство. В газете «Искусство коммуны» имажинисты призывали к ликвидации литературного «старья», к установлению диктатуры «левого искусства». В городах распространялось пролеткультовское движение.
«Пролетарская культура» (Пролеткульт) – это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая осенью 1917 года.
Руководители Пролеткульта главную цель деятельности видели в создании пролетарской культуры, противопоставлявшей себя предшествовавшей художественной культуре. Студии и кружки Пролеткульта приобщали широкие массы к литературе, изобразительному и театральному искусству, выявляли потенциальных поэтов, художников, актеров. Пролеткультовцами издавались журналы «Пролетарская культура», «Гудки» и др. В 1920 году в движении участвовали 400 тысяч человек.
Создавались и быстро распадались прочие литературные группировки. В 1917–1918 годах действовала группа «Скифы», в которой состояли Н.А. Клюев, М.М. Пришвин, С.А. Есенин. Осмыслить события в творчестве пытались А.А. Блок («Двенадцать») и В.В. Маяковский («Мистерия-буфф»), К.С. Петров-Водкин («1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).
Театр
О значении театра для советской республики говорит Декрет «Об объединении театрального дела», подписанный В.И. Лениным в августе 1919 года. Еще в январе 1918 года для развития театрального дела был учрежден театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР. ТЕО боролся за создание нового театра с новым репертуаром, за освоение наследия прошлого в рамках новой господствующей идеологии. В составе ТЕО были историко-теоретическая, режиссерская, репертуарная, педагогическая секции.
Театральный отдел организовывал диспуты и лекции, рассылал рекомендательные списки драматических произведений, занимался охраной театральных музеев, библиотек и коллекций. В работе отдела принимали активное участие А. В. Луначарский и В. Э. Мейерхольд.
Об успехах в театральном деле можно судить по следующим данным. Если до революции в России было 82 театра, то к 1921 году в одной Москве насчитывалось 150 театральных сцен.
Деятели искусства пытались утверждать агитационно-пропагандистские формы на театральной сцене. Поиск нового зрелищного театра наиболее полно отразился в постановках В.Э. Мейерхольда.
Литература
Художественная жизнь 1920-х годов развивалась в борьбе художественных взглядов. Выступили со своими декларациями группировки футуристов, конструктивистов, лефовцев. Общим был взгляд на искусство как на способ преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели организовали объединение «Кузница». Группа объявила себя организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.
В начале 1920-х годов возникли московская и российская пролетарские писательские ассоциации (МАПП и РАПП). Их руководители видели одну из задач литераторов в воздействии на читателей в «сторону коммунистических задач».
Многие писатели 1920-х годов обращались к историческому прошлому. Тема Гражданской войны заняла значимое место в творчестве М.А. Булгакова («Белая гвардия», пьеса «Бег») и К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).
Внутреннюю перестройку пережила поэзия С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведениях прочно укрепилась тема повседневности.
Во второй половине 1920-х годов увеличилось число объединений. Действовали группы «Леф», «Перевал», Союз крестьянских писателей, Всероссийский союз писателей, Литературный центр конструктивистов и другие. Они проводили съезды, имели свои печатные органы.
В 1932 году было ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в соответствии с которым упразднялись литературные группировки. Писатели объединялись в творческий союз, насчитывавший 2500 человек. На I Всесоюзном съезде советских писателей в августе 1934 года А.М. Горький выступил с докладом о задачах литературы.
Вслед за общесоюзным в союзных республиках также были созданы союзы писателей и прошли писательские съезды. Руководителями Союза писателей СССР в 1930-е годы были А.М. Горький и А.А. Фадеев.
Искусство
Похожие процессы проходили в музыкальной жизни. За отражение в творчестве тем, связанных со строительством нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Проявлялась нетерпимость в отношении «непролетарских» писателей и композиторов.
Входившие в пролетарские творческие группы художники стремились отразить современную действительность. На выставках демонстрировались картины «Тачанка» М. Б. Грекова и «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова.
К концу 1920-х годов в творчестве художественной интеллигенции определилась новая тематика. Наметился отход от негативного отношения к предшествующему искусству.
Со второй половины 1920-х годов искусство рассматривалось как средство коммунистического воспитания масс. Этим объяснялось усиление борьбы с «буржуазными теориями» и «контрреволюционными» идеями в сфере художественной жизни.
Был учрежден Союз советских композиторов. После возникновения творческих союзов была ликвидирована относительная свобода творчества. Вопросы искусства обсуждались в газетах как дело принципиальной важности. Главным методом искусства становился социалистический реализм, ключевым принципом которого была партийность.
Культура в годы НЭПа
С переходом к НЭПу в развитии культуры наметились новые тенденции. В условиях либерализации повысилась активность интеллигенции. Шли публичные диспуты о роли религии, судьбах интеллигенции. Оживилась деятельность научных обществ. Возникали новые творческие, научные, культурно-просветительные объединения.
В городах действовали кооперативные и частные издательства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах печатались экономические и философские журналы, литературные сборники, учебная литература и книги для детей. Были денационализированы некоторые зрелищные предприятия.
Процесс либерализации жизни был противоречивым. Для противостояния буржуазной идеологии организовывались политшколы и совпартшколы. С середины 1920-х годов стала ограничиваться работа частных издательств и общественных организаций. Устанавливался контроль над печатью, репертуаром кино и театров, деятельностью издательств.