Экономическое развитие России в XVII веке
Выход из кризиса, связанного с последствиями Смутного времени растянулся до середины XVII века. Продолжительность периода объясняется низким плодородием земель нечерноземной зоны, и малой производительностью крестьянских хозяйств с их примитивными техникой и технологией.
Ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство. Основные орудия труда:
- соха;
- борона;
- плуг;
- серп.
Преобладало трехполье, однако на севере страны оставалась и подсека. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, горох, гречиху, технические лен и коноплю. Хозяйство продолжало иметь натуральный характер. Сельское хозяйство в XVII веке по-прежнему развивалось экстенсивным путем: в хозяйственный оборот включалось все большее новых территорий. Быстрыми темпами шла колонизация окраин Поволжья, Сибири, Башкирии.
Приток русского населения, обладавшего навыками пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми производительными орудиями труда, в Сибирь, способствовал ее ускоренному развитию. Здесь не сложились помещичье или вотчинное землевладение. Очаги земледельческого производства складывались в южных районах, и уже к концу XVII века Сибирь обеспечивала себя хлебом. Занятиями основной массы местного населения были охота и рыболовство.
В Европейской России господствующей системой земледелия являлось трехполье. В земледельческих районах Поволжья, в Сибири, на юге – перелог, подсека, двуполье. В Сибири во второй половине XVII века на смену перелогу пришло трехполье. Освоение территорий и развитие производительных сил приводили к специализации сельского хозяйства.
Новым явлением стало усиление связей феодального хозяйства и рынка. Господствующий класс активно включался в торговую и промысловую деятельность. Во второй половине века постепенно стали формироваться районы, которые производили товарный хлеб: Черноземный центр, Среднее Поволжье. Развивались кустарные крестьянские промыслы, производившие соль и поташ. Повсеместно ремесло перерастает в мелкотоварное производство
Мелкотоварное производство – это производство товаров для продажи.
Постепенно сложились районы ремесленных производств. В городах возникли специализированные торговые ряды. Многие изделия ремесленников России не уступали европейской ремесленной продукции, и даже превосходили их своей техникой выполнения.
Торгово-промышленная специализация наметилась еще в XV-XVI веках. В течение XVII века она все более усиливается:
- Центрами металлообработки стали Устюжно-Железнопольский, Тульско-Серпуховский, Тихвинский районы;
- Солеварением занимались в Поморье и Поволжье;
- Холст и полотна производили в Псковском, Олонецком, Ярославском районах.
Развитием мелкотоварного производства была подготовлена база для появления мануфактур.
Мануфактура – это крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике производства.
В России XVII века насчитывалось 30 мануфактур. Однако использовался на них, в основном, труд крепостных крестьян. Строились металлургические заводы поблизости Тулы, кожевенные предприятия – в Казани и Ярославле.
Отмеченные моменты хозяйственной жизни способствовали формированию всероссийского рынка. Важнейшими центрами межрайонной оптовой торговли стали ярмарки:
- Архангельская;
- Ирбитская;
- Московская;
- Макарьевская.
Оптовая торговля в основном была сосредоточена в руках купеческой элиты. Они имели ряд значительных привилегий: освобождались от большинства посадских повинностей, имели вотчины и право выезда за границу. Никитниковы, Строгановы Шорины и другие купцы обладали колоссальными средствами.
Вместе с внутренней торговлей развивалась и внешняя. Центрами торговли с Европой стали Архангельск, Смоленск, Новгород, Псков. Из Европы ввозились металлические, золотые и серебряные изделия, тонкие сукна, вина и т.д. Вывозились пенька, икра, пушнина и сельскохозяйственные продукты. С Востоком торговля осуществлялась через Астрахань. С середины XVII века государство каждые три года отправляло в Пекин караваны, доставлявшие туда меха, а возвращавшиеся с чаем, шелком, фарфором.
Большинство историков связывают изменения в русской жизни в XVII веке с развитием феодализма, а начало развития капиталистических отношений относят к середине XVIII века.
Социальная структура российского общества к концу XVII в.
Социальная структура общества XVII века соответствовала феодально-крепостнической экономике. Высшим слоем было боярство – потомки великих и удельных князей. Примерно сто боярских семей служили царю, владели вотчинами и занимали руководящие должности. К концу XVII века боярство утратило могущество, постепенно сблизившись с дворянством. Дворяне представляли собой верхний слой государственных служилых людей по отечеству. Их право на владение поместьями было наследственным в случае продолжения службы детьми после родителей. Дворянство в конце Смуты усилило позиции и стало опорой власти. К низшим слоям служилых людей относились служилые люди по прибору.
Крестьянское население делилось на две категории:
- владельческие (85%);
- черносошные (5%).
Близкими к частновладельческим крестьянам были монастырские крестьяне. Среднее положение между владельческими и черносошными занимали дворцовые крестьяне. Они имели самоуправление и подчинялись дворовым приказчикам.
Городское население называлось посадскими людьми. Буржуазия не сложилась. В большинстве городов посадское население – ремесленники и торговцы – было немногочисленно, здесь преобладали военные чины, а решающую роль в жизни города играли феодалы.
Купцы составляли верхушку города. Самые богатые царским повелением являлись «гостями». Большинство состоятельных купцов было объединено в двух московских сотнях:
- «гостиная»;
- «серпошная».
Городские ремесленники объединялись в слободы и сотни по профессиональному признаку. Принадлежавшие боярам, епископам или монастырям слободы назывались черными. Они «обелялись» от несения тягла в пользу государства.
В сельской местности и городах жило значительное количество рабов – холопов. Полные холопы были наследственной собственностью господ. Кабальные холопы появились из попавших в кабальное состояние ранее свободных людей. Они служили до смерти своего кредитора, если не принимали добровольно на себя новую кабалу.
Духовенство составляло особое сословие. В него входило черное духовенство (архиереи и монахи) и белое духовенство (священники).
«Гулящие люди» (казаки, дети служилых и посадских людей, священников, бродяги, нищие и др.) не попали в поместья, вотчины или городское население и не несли государственного тягла. Государство стремилось поставить их под контроль.