Все народы и государства на протяжении тысячелетий сталкиваются с проблемой общественных и государственных кризисов. Решая и преодолевая кризисы люди не перестают спорить – может ли одна, конкретная, личность дать толчок, создать условия для преодоления существующих проблем?
Смутное время – типичный исторический кризис, начало преодоления которого положила одна личность – Патриарх Гермоген.
Кто такой патриарх Гермоген?
Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай, 1530-1612 гг.) – второй на престоле Патриарха Московского и всея Руси в период с 1606-1612 гг. канонизированный Русской Православной церковью в 1913 году.
Рисунок 1. Патриарх Гермоген. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Происхождение Второго Патриарха до сих пор доподлинно неизвестно. По одним сведения он происходит из рода Голицыных или Шуйских, по другим источникам был незнатного рода, некоторые специалисты выводят его род из донских казаков.
Первые достоверные сведения о Патриархе Гермогене появляются приблизительно в конце 70-х годов XVI века. В 80-х годах он служил в Казани. Современники отмечали будущего Патриарха, как образованного, порядочного, но жесткого и упрямого человека.
В 1587 году был пострижен в монахи Чудова монастыря.
В 1589 был поставлен первым Русским митрополитом в Казани. Вся его работа в качестве митрополита была направлена на укрепление государственности и православия на территории бывшего Казанского ханства.
Проявив себя ревностным защитником Государства и Церкви, он был призван в столицу для решения важных задач. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова, Лжедмитрий I, зная о его влиянии, привлек Казанского митрополита к участию в Боярской Думе.
3 июля 1606 года собранием иерархов церкви избран Патриархом.
Будучи Патриархом и ярым государственником стремился к тому чтобы в стране было единоначалие в лице Царя, как источника стабильности и безопасности. Придерживаясь своих принципов, поддерживал Василия Шуйского, противился его свержению, открыто конфликтовал с семибоярщиной, первым предложил призвать на царствование Михаила Романова.
Понимая, что общество под воздействием внешних и внутренних факторов погружается в Смуту, согласился утвердить русским царем польского королевича Владислава Сигизмундовича. Когда же претендент не выполнил условий соглашения восшествия на трон, Патриарх призвал русское общество к сопротивлению. В 1610 году группа бояр совместно с польскими оккупантами насильно сняли Патриарший сан с Гермогена и заключили его под стражу в Чудовом монастыре. 17 февраля 1612 г. он скончался в заключении от голода.
Роль Патриарха Гермогена в событиях Смутного времени
Патриарх Гермоген – знаковая фигура в русской истории, человек сумевший своей волей и авторитетом дать обществу отправную точку для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Патриаршество Гермогена (1606-1612) приходится на период Смуты. Страна тогда была элементарна разорена, нарушены экономические и социальные связи и устои, государственность фактически уничтожена. Слои и сословия вели бесконечную войну по принципу – все против всех.
К концу 1610 г. обстановка в стране была очень сложной. Шуйский низложен, в стране польские интервенты, королевич Владислав не выполняет условий, король Сигизмунд требует сдачи Смоленска и Московского престола для себя, регионы страны открыто не подчиняются центру. Группа бояр составила договор, по которому Россия должна подчиниться польскому государю. Эта бумага была подана Патриарху, как высшему духовному лицу страны, для подписи. Гермоген категорически отказался ее подписать.
6 декабря 1610 года на Соборной площади Кремля Патриарх обратился с проповедью к москвичам, где уговаривал стоять за православную веру, но после ее окончания был помещен под стражу. Во второй половине декабря этого же года Гермоген стал рассылать по городам страны грамоты, в которых говорил об измене короля и освобождал жителей от присяги королевичу, требуя идти в столицу для ее освобождения от польского гарнизона.
Русское общество и государство того времени было очень религиозно. В тех условиях требования Патриарха фактически имели силу царского указа, если не более. В юридическом плане эти грамоты были законным основанием для организации вооруженного сопротивления.
Историк Д. Иловайский, считает, что «Призывные грамоты» Патриарха Гермогена стали основанием для:
- начала диалога между земскими людьми и чиновниками, назначаемыми из Москвы, в результате которого общество смогло осознать необходимость единства и совместных действий;
- формирования Первого и Второго ополчения, освободившего столицу в 1612 г.
Когда Первое ополчение подошло к Москве, гетман Гонсевский и члены «Семибоярщины» потребовали от Патриарха написать новую грамоту к руководителям ополчения с требованием отойти от города. Патриарх отказался. После чего Гермогена заключили в Чудов монастырь.
В августе 1611 года Гермоген передает последнюю грамоту. Следует отметить важные аспекты этой грамоты:
- Организационный аспект. Исходя из сложившихся условий Патриарх назначает Нижний Новгород основой вокруг, которого будет формироваться Второе ополчение. Жители Нижнего получают право пользоваться правом патриаршего имени для решения вопросов обеспечения деятельности по освобождению страны. Фактически впервые гражданское общество наделено полномочиями высшего должностного лица страны;
- Династический аспект. Как ярый государственник, сторонник избрания царя из числа русских родов, Патриарх запрещает избирать на царство сына Марии Мнишек;
- Религиозный аспект. Предчувствуя собственную смерть (ему уже был восемьдесят один год, и он находился под стражей) призывал служить своей стране.
В феврале 1612 Патриарх погибает, приняв мученическую смерть от голода.
На примере Патриарха Гермогена, хорошо видно, что и одна историческая личность, обладающая волей и характером способна решать глобальные проблемы. Своей волей и решимостью он спас страну от уничтожения.