Царская Россия и Китай
В конце XIX-начале XX века Китай стал представлять проблему для России. Речь шла не о политической угрозе, которая ощущалась в основном от Японии. Реальным был страх заселения китайцами Дальнего Востока, который отошел России в 1860 году.
На Дальнем Востоке тогда проживало большое количество переселенцев из Китая и Кореи, поэтому российское правительство принимало меры по заселению Дальнего Востока русскими.
Отношение к Китаю было неоднозначным. Одни политики считали, что вся Азия – отсталая, и миссия России – ее европеизировать. Такой позиции, в частности, придерживался Н. М. Пржевальский.
Другие, в частности, Э. Э. Ухтомский, полагали, что Россия является частью азиатского мира. Организатор освоения Дальнего Востока и строительства Транссибирской магистрали министр финансов С. Ю. Витте, выступал за сохранение целостности Китая. Он полагал, что Россия не осилит новые территории и что прямая аннексия станет причиной конфликта с мировыми державами.
Витте не поддерживал территориальных захватов в Китае и выступал за его неприкосновенность. Но мнение Витте не было учтено, и царское правительство взяло курс на проникновение на территорию Китай. Некоторые политики даже предлагали аннексировать Маньчжурию. Но после того, как Россия потерпела поражение в войне с Японией, проникновение в Китай было приостановлено.
К 1918 году, после Первой мировой войны, Китай был разделен на несколько сфер влияний. Правительство Мукдена взялось за Маньчжурию, в Центральном Китае хозяйничал У Пэйфу, ориентировавшийся на Англию и США. На юге Китая существовало демократическое правительство Сунь Ятсена, периодически поддерживаемое иностранными государствами в зависимости от их интересов. Таким образом, борьба между странами за господство в Китае продолжалось.
Отношения с Китаем после 1917 года
После крушения Российской империи возник вопрос о правовом статусе Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Возникшие проблемы в полосе отчуждения, плюс к этому попытка Китая взять дорогу под свой контроль, - все это усилило интерес Японии, США и некоторых европейских стран к КВЖД и борьбу за влияние над ней.
25 июля 1919 года было опубликовано «Обращение Правительства РСФСР» к правительству и народу Китая. В нем говорилось о том, что РСФСР отказывается от доли в боксерской контрибуции, привилегий российских купцов в Китае и прав экстерриториальности. При этом об отказе от КВЖД речи не было.
Советское правительство предлагало возобновить прерванные в марте 1918 года переговоры. Без переговоров советская сторона не собиралась отдавать КВЖД Китаю.
В обращении от 27 сентября 1920 года позиция РСФСР по отношению Китайско-Восточной железной дороги стала более четкой. В нем говорилось об отказе от боксерской контрибуции и от права экстерриториальности. Также РСФСР предлагала установить дипломатические отношения, а также наладить торговое и экономическое сотрудничество.
РСФСР требовала, чтобы власти Китая не поддерживали русских контрреволюционеров.
Также в обращении был пункт и о КВЖД. Советские власти предлагали заключить договор о правилах пользования Китайско-Восточной железной дорогой для нужд РСФСР – между Китаем, Россией и Дальневосточной республикой.
РСФСР не желала отдавать КВЖД Китаю, так как она была построена русскими, на деньги царского правительства.
31 мая 1924 года было подписано «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой».
Данный документ предполагал установление дипотношений между двумя странами.
В сентябре 1931 года японские войска начали устанавливать военный контроль в Маньчжурии. Мировые лидеры не стали вмешиваться в назревавший конфликт, в результате Китай остался без поддержки. В августе 1937 года между СССР и Китаем был заключен договор о ненападении.
В конце 1949 – начале 1950 года китайские коммунисты победили в Гражданской войне. В результате 1 октября 1950 года была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). СССР признал новое государство 2 октября. 14 февраля 1950 года стороны подписали Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, после чего начался период тесного сотрудничества Москвы и Пекина.