Дворянская служба
В XVIII веке сформировалось дворянское сословие, представители которого обязаны были нести государственную службу, сначала бессрочную, а затем ограниченную определенным сроком. Ключевский В.О. указывал:
«Это было военное сословие, считавшее обязанностью оборонять отечество от врагов…».
С петровских реформ служба для дворян была обязательной. Дворяне могли состоять как на военной, так и на гражданской службе. В основном служба была принудительной.
После обучения грамоте и достижения совершеннолетия дворянских детей приводили на смотр:
«по рассмотрении Сената, по желанию недоросля, отсылали в школы или на службу, кто куда пожелает».
Далее шла военная служба. Дворяне за службу получали оклады и поместья, которые потом, в связи с заслугами, могли жаловаться им в вотчину, то есть в постоянное пользование.
В XVIII веке было практически невозможно получить отставку, только в случае болезни, мешавшей службе. Однако существовала система взяточничества, нарушавшая установленный законом порядок ухода в отставку наиболее обеспеченными представителями дворянства.
Отставка дворянину давалась лишь в связи с ранением или болезнью. Одной из распространенных болезней была чахотка. Иногда имели место быть случаи притворства, когда дворянин для получения отставки мог разыграть больного.
Усугубляло реальные болезни пьянство, которое в армии было серьезной проблемой.
Обычно при отставке дворянин получал новый чин. Но это правило соблюдалось не всегда. Отставленным в том же чине или даже чином ниже мог быть тот, кто «…во многих судах находился, по доносам на него сделанным». Так же можно было при отставке не получить чин не угодив начальству.
Уйдя в отставку с военной службы дворянин не был потерян для службы вообще. Государственные учреждения нередко пополнялись именно отставными военными.
Дворяне могли служить на выборных должностях.
Быт и экономическое положение дворянина
Каждый дворянин обладал имуществом: крестьянами и усадьбой. Их количество зависело от состоятельности человека. Но имущество начинало интересовать дворянина лишь после отставки. Ведь именно тогда, на покое дворяне начинали заниматься хозяйством, так оно оставалось единственным средством пропитания. После отставки в усадьбе начиналась другая, спокойная жизнь, или жизнь, полная развлечений.
Бедным дворянам было трудно пропитаться даже с помощью доставшегося им хозяйства, поэтому приходилось находить другие источники существования: благодетелей или прикрепление к монастырю.
Имущество передавалось по наследству от родственников, давалось в награду за службу, приходило вследствие женитьбы.
Строение домов зажиточных дворян, прежде всего отличалось количеством жилых комнат. Зажиточность также определялась количеством крестьян во владении дворянина.
Культурная и духовная жизнь дворянства
XVIII век – время коренных изменений в среде дворянство в связи с петровскими реформами. Но в это время старый уклад жизни еще сохранялся. Это выражалось в сосуществовании глубокой религиозности и заметного европейского влияния. Все это дало сложный и уникальный характер дворянина XVIII столетия.
Глубокие религиозные чувства, хранение православной традиции были характерны для послепетровского дворянства.
Религия пронизывала все стороны жизни. В образовании основным и обязательным было изучение богослужебных книг, которое следовало за постижением азбуки. Знание службы на уровне псаломщика считалось для дворянина обязательным.
Каждое поместье имело домовый храм. Частые службы считались атрибутом дворянской жизни. Непременным итогом богомольной жизни должна была стать мирная кончина – цель христианина XVIII века в земной жизни.
Огромную роль в жизни дворянина играло воспитание. Дворянское воспитание в XVIII веке велось на европейский манер и придавало новые черты русскому человеку: чувствительность, мнительность, манерность, обидчивость. Кириченко О.В. в труде «Дворянское благочестие» предполагает, что причиной такой чувствительности было
«чувство благородной гордости из-за одной принадлежности к дворянскому сословию».
Эта чувствительность могла выражаться в непредсказуемых и даже безумных поступках. Вместе с неуравновешенностью и горячностью в этот век к дворянам пришли как прямое следствие нервная горячка, лихорадка и чахотка.
Европейская культура принесла и другое – моду на любовные страсти, которая пришла с литературными любовными романами и молодыми людьми, побывавшими в Европе.
После реформ образование стало обязательной частью формирования русского дворянина. Первым этапом было обучение дворянина у частного или домашнего преподавателя. Учителем мог быть священник, как человек, который правильнее всего мог передать искусство чтения богослужебных книг. Существовала практика, когда родители давали сами начальное образование сыновьям и одновременно их воспитывали, поскольку, частные уроки не давали результата.
Следующим этапом была отдача сына в учебное заведение. Учеба здесь способствовала становлению дворянского самосознания. В обычае было отдавать детей на воспитание родственникам, благодетелям или хорошим знакомым.
Образование неизбежно оканчивалось службой, которая напрямую зависела от личных качеств дворянина, но от полученных воспитания и образования.
В XVIII веке происходить оформление дворянского сословия, выделенного из народа для военной службы. В это время возникает понятие дворянского долга, священности долга перед государством.
Государство не оставалось в долгу перед дворянством. Преданная и качественная служба поощрялась повышением. В результате у дворян появлялось чувство «благородной гордости» из-за принадлежности к дворянскому сословию. Поэтому появлялось желание отличиться, поэтому дворянство заимствует европейские манеры.