«Арифметика»
Задачи, поставленные перед просвещением, привели к поиску ускоренных методов обучения грамоте. В XVIII веке открывались новые общеобразовательные и специальные школы. Для учащихся были необходимы новые учебные пособия и новые педагоги. Одним из таких учителей стал Леонтий Магницкий, написавший превосходный учебник.
Арифметика» (1703 год) — это первый печатный курс математики на книжном славянском языке, сыгравший значительную роль в преподавании математики в России. Составлен Леонтием Магницким.
«Арифметика» была впервые опубликована в 1703 году. Точно неизвестно время ее написания. Д. Галанин называет период 1694-1700 годов. Такие рамки Галанин объяснил историческими данными — не ранее 1694, потому что Магницкий до этого был занят Спасскими курсами, и не позднее, поскольку «пользуясь долготой и широтой полярной звезды, Магницкий вычисляет ее для этого года и называет год преходящим летом». Наблюдение находится в конце книги, поэтому, скорее всего, оно сделано в конце работы. Кроме того, учебник объемный и проработанный, вследствие чего можно предположить, что работа над ним должна была быть достаточно длительной.
Первый тираж книги составил 2400 экземпляров, что в XVIII веке означало большой успех. Об этом свидетельствует и тот факт, что «Арифметика» до середины века была основным учебником по математике.
Развитие науки требовало учреждения соответствующих школ. Государственный интерес в воспитании специалистов, и изменения в науке призывали менять и образование: требовалось как общее, так и специальное, то есть познания в определенной сфере. Появляется Навигацкая школа (Школа навигацких и математических наук), в которой Магницкий преподавал с 1701 до 1739 года.
В работе над учебником активное участие принимал сподвижник Петра I В. Киприянов, разбирающийся в предмете и приглашенный по инициативе Магницкого. Свидетельством их совместной работы считается запись о выплате жалования — Магницкому было выплачено 12 рублей, Киприанову — 8.
Магницкий при написании книги ориентировался на европейские труды и учебники по математике. Автор заявлял, что науку арифметики в труде собрал из греческих, латинских, итальянских, немецких и старославянских книг. Полный список использованных в работе источников точно не установлен, но заглавная гравюра «Арифметики» заимствована из немецкого учебника военной арифметики немецкого Георга Беклера.
Книга Магницкого не перевод иностранных учебников, а полностью самостоятельный труд по структуре и содержанию. Магницкий переработал и адаптировал содержание согласно духу отечественных рукописей, приспособив его к потребностям читателя. В результате был создан русский оригинальный учебник математики, который оставался 50 лет единственным учебником для школ и 100 лет оказывал влияние на математическое образование. Отечественная математическая литература не знает другой книги, которая оказала бы такое же большое влияние. «Арифметика» была отражением прогресса петровского времени. Магницкий сумел превратить книгу в своеобразную математическую энциклопедию знаний, необходимых для удовлетворения практических нужд развивающегося государства.
«Юности честное зерцало»
Событием в детской литературе стало «Юности честное зерцало», изданное в 1717 году. Оно представляло собой свод придворных правил, вводимых царем. Книга составлена по указу Петра I коллективом близких ему людей, под руководством Гаврилы Бужинского. По построению это детская книга. В ней размещены материалы из скорописных азбук XVII века, куда входили слоги, алфавит и учительные прописи. «Юности честное зерцало» разделено на две части: сведения о придворном этикете и правилах для юношества, и законы «девичей чести и добродетелям». Задачей книги была подготовка ловких, умных, проворных, хорошо воспитанных придворных, способных угождать царю. Основная идея: судьба молодого человека зависит от личных заслуг, а не от происхождения. Книга носила религиозный и сословный характер. В ней подчеркнуто привилегированное положение дворянства, хотя резко раскритикованы его пороки.
В «Юности честном зерцале» без прикрас нарисованы придворные нравы времени. Взятому на придворную службу молодому отроку без стеснения давался совет добиваться корыстных целей, не откровенничать ни с кем, не раскрывать намерений и целей. В кодексе девичьей чести было 20 добродетелей, среди которых выделялись терпение, религиозность, услужливость, кротость, молчаливость, бережливость, трудолюбие. Книга не отличается четким планом и единством стиля. Это первая печатная книга для юношества, написанная на живом языке, украшенная поговорками, пословицами, меткими выражениями.
Труд А. Болотова «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей».
Как человек своей эпохи, А. Болотов понимал необходимость развития педагогического знания, разработки новых подходов в образовании. Это убеждение привело его в литературу и послужило отправным пунктом при написании сочинений, имеющих педагогическое значение. Фундаментальный труд «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей» является своеобразной детской энциклопедией, призванной объяснить основные понятия бытия Бога, мира и человека. Это произведение называют первой попыткой дворянства поднять вопрос о формировании детского мировоззрения.
Основная тема книги – Бог. Это не религиозный трактат, а детская энциклопедия, написанная с целью сообщить читателю о природе, мире, человеке. Но автором Бог ставится во главу угла, как создатель и попечитель всего, о чем в повествовании идет речь.
Начинается энциклопедия с предисловия, в котором автор обращается к родителям читателей. На его взгляд, детская книга должна читателю приносить пользу, делать его лучше, ни в коем случае не должна приносить вред, например, развивать отрицательные склонности, вызывать недостойные, вольнодумные, безбожные мысли, негативное поведение. Цель – сформировать в детских умах знания, необходимые для каждого человека, и заронить в детские сердца интерес к знанию, наукам и желание учиться.
А. Т. Болотов определил пять задач своего труда:
- сформировать «лучшия и совершеннейшия понятия о Боге и его свойствах и совершенствах»;
- познакомить детей «с устроением мира»;
- познакомить читателей «с собственным существом»;
- дать детям «правильные понятия о жизни, о должностях»;
- сформировать в сознании детей «понятие о благополучии» и средствах достижения его.