Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подходы историографии

Определение 1

Историография – это специальная историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки.

Понятие «историографии» не является однозначным. Им часто обозначают комплекс исторической литературы по конкретным вопросам, проблемам или периодам, имея в виду библиографию и критический анализ литературы.

Иногда термин рассматривается в качестве синонима исторической литературы. Исходя из такого понимания, в прошлом авторов исторических работ называли историографами. Ученые, занимавшиеся созданием официальной истории страны, в Российской империи получали звание придворного историографа: Г.Ф. Миллер (1748 г.), М.М. Щербатов (1767 г.), Н.М. Карамзин (1803 г.). Они имели жалование и доступ в архивы.

Замечание 1

Понятие «история исторической науки» утвердилось только в начале XX века.

Развитие подходов к историографии

В России историческая наука родилась в XVIII в. Прежде шел процесс накопления исторического знания, возможный благодаря возможности фиксировать события в рамках летописной традиции. Летописцы не осознавали общественного развития, все факты объясняя с позиции провиденциализма. Со временем события пытались объяснять психологией людей, обличенных властью участников событий.

Европейские революции XVI-XVII вв. повлияли на рассмотрение истории как рационального, прагматического процесса, обусловленного разумом и целями человека. Подобные представления в России ярко проявились в царствование Петра I, когда были проведены первые опыты объяснения истории («Ядро Российской истории» А.И. Манкиева, «Северная война» П.П. Шафирова, «История императора Петра Великого …» Ф. Прокоповича).

«Подходы историографии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По мере развития исторической науки сужается термин «историография». Возникла необходимость обобщения опыта. В 40-е годы XIX в. в Казанском университете впервые был прочитан курс по историографии, изучающей историческую мысль. Затем в Киевском университете читался курс «Очерки русской историографии», особое внимание уделявший русской летописной традиции и отмечавший особую роль в становлении исторической науки в России немецких ученых.

Сложности вызывало определение предмета историографии. Сначала под ним понималась сумма биографий историков с перечнем трудов. Такой подход отражен в самих названиях первых историографических работ. Труд С.М. Соловьева назывался «Писатели русской истории XVIII в.». Сборник статей К.Н. Бестужева-Рюмина о русских историках — «Биографии и характеристики». Однако взгляды постепенно менялись. Уже М.О. Коялович в работе «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» рассматривает историографию как процесс развития исторической мысли. Основателем науки истории он считал В.Н. Татищева, К.Н. Бестужева-Рюмина критиковал за подмену изучения исторической мысли перечислением фамилий и трудов. Коялович требовал от историографии обнаружения преемственности.

В.С. Иконников поддерживал Бестужева-Рюмина. В работе «Опыт русской историографии» им изложена история открытий и введения в научный оборот источников, уделено много внимания описанию архивов и археографии, и не выявлены направления исторической науке и анализов закономерностей её развития. По Иконникову задача историографии заключается в критическом изучении источников и литературы в их развитии, то есть им смешивались понятия «историография» и вопросы источниковедения.

М.О. Кояловича поддержали В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский. Они главным для историографии считали изучение смен исторических концепций. П.Н. Милюков в работе «Главные течения русской исторической мысли» выступил против включения в предмет историографии процесса расширения организационных форм науки.

А.С. Лаппо-Данилевский подменял историографию методологией, фактически историей философских идей. Таким образом, дореволюционная историческая наука не имела единого подхода к пониманию историографии.

В период становления советской исторической науки дореволюционное наследие во многом было утрачено. М.Н. Покровский с тезисом «история — политика, опрокинутая в прошлое» подменил исследование исторической науки классовой полемикой.

Н.Л. Рубинштейн в учебнике «Русская историография» утверждал, что историография является историей исторической науки, её задача заключается в изучении истории развития исторической науки, однако его взгляды тогда поддержки не получили.

Позже вышли «Очерки истории исторической науки в СССР», в которых отмечалось, что историография изучает историю накопления знаний о человеческом общества, историю совершенствования методов исторических исследований, историю борьбы течений в истолкования общественных явлений. Это сблизило историографию и историю общественной мысли. В «Очерках» анализ научных концепций подменен анализом общественно-политических взглядов исследователей.

Учебник «Историографии истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева понимал под предметом историографии становление классовой сущности исторических теорий. Борьба дворянского, буржуазного, марксистского исторических направлений преподносилась как история побед марксисткой науки над буржуазной.

В начале 60-х годов ряд ученых выступил за расширение предмета историографии. А.Л. Шапиро и С.О. Шмидт выступили за включение в предмет историографии процесса внедрения в жизнь исторических знаний и понимание под историографией истории проникновения знаний о развитии человечества и общества.

В рамках той же дискуссии А.М. Сахаров определил предмет историографии как объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный общественно-экономическим развитием. Академик М.В. Нечкина предложила включить в предмет историографии историю развития специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Е.Н. Городецкий отнес к предмету историографии изучение организационных форм функционирования исторической науки, эволюцию системы исторической периодики и научных учреждений, политику в области исторической науки.

Предмет историографии

Таким образом, сложилось несколько основных подходов к тому, что же является предметов историографии:

  • Историография является историей исторической мысли;
  • Предмет историографии значительно расширен до распространения в обществе исторических знаний и отражения истории в произведениях искусства. Историография понимается как история исторических знаний;
  • Под историографией следует понимать историю исторической науки.

Современные исследователи в основном разделяют третий подход. Под историей исторической науки понимается процесс развития исторической науки и её подсистем, а под историографией — наука, изучающая этот процесс. В широком смысле историографией называется специальную историческую дисциплину, которая изучает сложный, многогранный и противоречивый процесс развития исторической науки и его закономерности.

Подходы к пониманию термина

Нельзя забывать про многозначность термина «историография». В монографии «Методы исторического исследования» И.Д. Ковальченко выделил основные варианты его использования:

  • совокупность всех научных трудов о конкретных проблеме или периоде общественно-исторического развития;
  • совокупность исторических трудов, созданных в конкретную эпоху безотносительно к тематическому содержанию;
  • историография как история исторической науки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot