С начала революции 1917 года начинается тяжелый период в истории Русской Православной церкви. В годы гражданской войны многие священнослужители были расстреляны, а храмы разорены и подвержены разграблению.
В 20-е гг. продолжаются гонения на представителей духовенства и мирян. Но, в отличие от предыдущих бесчинств, в это время проходят показательные суды. Власти изымали имущество церкви под предлогом помощи голодающим Поволжья.
«Безбожная пятилетка»
В 30-е гг. в СССР началась коллективизация, многие крестьяне были раскулачены.
В стране уничтожались церкви. В Москве был взорван храм Христа Спасителя.
Пустующие церкви превращали в склады. Также в них открывали клубы под лозунгом «Борьба против религии — борьба за социализм».
Одной из задач «безбожной пятилетки» 1932-1937 гг. являлось уничтожение всех храмов. Антирелигиозная пропаганда охватила всех советских граждан, и в первую очередь молодежь.
Однако властям не удалось добиться своей цели. Согласно данным переписи 1937 года более половины советских граждан считали себя верующими.
Половина священнослужителей стали жертвами репрессий или расстрелов.
РПЦ в первые дни войны
Великая Отечественная война стала новым этапом в истории Русской православной церкви.
К началу 1941 года РПЦ оказалась под угрозой полного уничтожения. Руководство СССР объявило «безбожную пятилетку», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».
Многие оставшиеся в живых архиереи были сосланы в лагеря. На территории СССР функционировало всего несколько сотен храмов.
Но, несмотря, на довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны властей, Церковь всегда помогала своему народу, и словом, и делом, и внесла огромный вклад в дело победы над фашизмом.
Уже в первый день войны глава Русской Православной церкви митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) собственноручно отпечатал на машинке текст своего воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» и позже обратился с ним ко всем верующим. В своем обращении он заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа.
Стоит отметить, что советский лидер Иосиф Сталин обратился к гражданам лишь спустя 12 дней после начала нападения Германии на СССР.
26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы». С этого момента подобные моления совершались во всех храмах страны.
В этот же день с архипастырским посланием обратился к своей пастве и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), призвав встать на защиту Родину.
Как церковь помогала армии
Есть мнение, что верующие люди – пацифисты и не участвуют в военных действиях. Однако это не так. В годы войны многие священнослужители пошли защищать родину.
Настоятель храма село Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области протоиерей Александр Федорович Романушко оказывал помощь партизанам, неоднократно лично ходил в разведку, а также принимал участие в боевых операциях. Он был награжден медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Церковь помогала раненым. Когда в ноябре 1943 года был освобожден Киев, Покровский женский монастырь организовал госпиталь. Там работали монахини. Настоятельница монастыря игуменья Архиелая (Савельева) была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Также священнослужители оказывали фронту и тылу материальную помощь. Так, в Горьком и в Харькове, а затем по всей стране, духовенство организовывало сбор теплых вещей и подарков для бойцов. В Фонд обороны вносились деньги, золотые и серебряные изделия, облигации государственных займов.
30 декабря 1941 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать средства, чтобы создать колонну памяти Димитрия Донское (40 танков «Т-34»). Со всей страны было собрано 8 миллионов. Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки.
Церковь собирала средства на протяжении всей войны. Эти деньги шли на танки, эскадрильи боевых самолетов. Священники даже жертвовали серебряными ризами с икон и драгоценными наперсными крестами. В общей сложности на нужды фронта РПЦ собрала более 200 млн рублей.
Священнослужители активно помогали военным. Так, священник Федор Пузанов помогал партизанам, собрал для Красной армии полмиллиона рублей и спас от плена 300 жителей своего села. За эти подвиги Пузанов был удостоен государственной награды 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
Сбор средств в Фонд обороны, на подарки бойцам Красной армии, на помощь детям-сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составлял важную часть деятельности церкви в годы Великой Отечественной войны. Еще одной важной составляющей деятельности РПЦ были молебны о победе над фашизмом.
Многие пастыри в те дни горячо молились о даровании победы. В поселке Вырица Ленинградской области жил старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Из-за тяжелой болезни он почти не мог ходить без помощи посторонних. По словам очевидцев, Серафим много молился перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона с изображением этого святого была укреплена на яблоне в саду. По рассказам его духовных чад Серафим часто говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…».
Помощь Русской православной церкви в борьбе с врагом помогла укрепить ее политическое и правовое положение, спасти священнослужителей от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе.