История российской каторги
Каторга – это часть пенитенциарной системы, мера наказания по суду за уголовные и политические преступления.
Русская каторга начинает свою историю с конца XVII века и имеет тесную связь с историей ссылки как карательной меры.
Рисунок 1. Русская каторга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сибирь со времени её колонизации стала тем самым местом, куда отправляли осужденных. Правительство устанавливало меры надзора и старалось сделать ссылку производительною. Ссыльный личным трудом работал на себя и только в самом конце века появляется обязательный подневольный труд в пользу государства.
Во времена Петра подневольные работы быстро развиваются и находят самое разное применение. Этот подневольный труд получил название каторга. Однако термин каторга употреблялся ещё до Петра – труд преступников гребцами на галерах был предложен Андреем Виниусом в 1688 г. и впоследствии нашел широкое применение. Правда, использовался подневольный труд на гребных судах недолго, и уже в 1703 г часть ссыльных была направлена в Петербург из Азова для строительства порта.
Как мера наказания подневольный труд был хорошо известен ещё во времена Древнего мира. На казенных работах использование заключенных на законодательном уровне предусматривало Соборное уложение 1649 г. В конце XVII- первой четверти XVIII века каторга была оформлена серией указов, заменив смертную казнь, так в 1715 г вышел Воинский устав, а в 1720 г – Морской устав.
За особо тяжкие и неоднократные преступления предусматривалась вечная каторга, а также срочная на 10, 15, 20 лет.
Осужденных на вечную каторгу отправляли туда вместе с женами и детьми, правда, к каторжным работам жен и детей не привлекали.
Некоторую определенность в отношении каторжных работ ввел указ Павла I в 1797 г от 13 сентября.
Согласно ему все преступники делились на три категории:
- относившиеся к первой категории осужденные за особо тяжкие преступления ссылались в нерчинские и екатеринбургские рудники;
- вторую категорию каторжников ссылали на суконную фабрику в Иркутск;
- третья категория каторжан работала в крепостях.
Во времена Екатерины II, в 1822 г., был издан Устав о ссыльных – по уставу каторжные работы являлись высшей карательной мерой, однако устав не дал точного определения и разграничения видов ссылки и каторжных работ.
Точная формулировка каторги как карательной меры была прописана в Уложении 1845 г. и среди наказаний занимала 1-е место после смертной казни.
Система Уложения прекратила свое существование с принятием закона 18 апреля 1869 г., по которому сибирскую каторгу отбывали каторжные из самой Сибири и зауральских частей Пермской и Оренбургской губерний.
На основании закона 1879 г вводились изменения в каторжные работы – правительство стремилось каторжные работы сосредоточить в Восточной Сибири, а в 1893 г упразднило каторжные тюрьмы на территории европейской части России.
Русская каторга XIX века
К середине века поток каторжан в Сибирь значительно вырос. Ежегодно в Сибирь при Александре I отправляли до 3-х тысяч арестантов, а при Николае I их численность возросла до 11 тысяч человек.
Тобольский разбойный приказ, созданный в 1856 г., был организатором отправки на каторгу беглых крестьян и уголовников.
С 1858 г арестантов перевозили по Николаевской железной дороге. В 1863 г для женщин отменили телесные наказания, наложение клейма, битье шпицрутенами.
В 1864 г упразднили отдельный корпус внутренней стражи. Арестантов сопровождали местные и резервные войска.
После окончания каторжного срока осужденных оставляли на жительство по месту каторги. Однако для государственных преступников, которых могли амнистировать, существовало исключение по срокам ссылки. Например, Александр II всех политических ссыльных, осужденных при Николае I, освободил.
В 1870-1880 гг. учреждаются центральные каторжные тюрьмы в Тобольске, селе Александровском, в Усть-Каменогорске. В это же время каторжников начинают отправлять на остров Сахалин. Сначала их отправляли через Сибирь и Дальний Восток, а с 1879 г перевозили из Одессы через Суэцкий канал на пароходах вокруг Азии. Сахалинская ссылка приняла массовый характер, и в 1886 г была официально учреждена всероссийская Сахалинская политическая каторга.
Надо сказать, что политических заключенных на Сахалин отправляли и раньше. Через сахалинскую каторгу прошли 54 участника революционного движения – соратники В.И. Ленина, народовольцы, руководители «Обуховской обороны» и др.
Каторжники Сахалина добывали уголь, строили дороги, мосты, порты, дома, работали на лесоразработках.
Во время русско-японской войны на Сахалин никого не ссылали, а в 1906 г сахалинская каторга была упразднена.
Закон, принятый в 1875 г., устанавливал 7 степеней каторжных работ с учетом их тяжести, а они, в свою очередь, сводились в 3 разряда:
- к первому разряду относились осужденные без срока или на срок до 12 лет;
- во второй разряд попадали осужденные на срок от 8 до 12 лет;
- третий разряд составляли осужденные на срок от 4 до 8 лет.
Введена была система «исправительных разрядов», куда попадали за хорошее поведение. Попавшие в этот разряд, имели более легкую работу и содержались без оков.
В разряд исправляющихся не переводили политических заключенных, а также убийц.
Каторжники за свою работу получали небольшие деньги – 1/10 дохода от труда.
По всей России в 1892 г отбывали каторгу 14 484 человека – из них в Сибири и на Дальнем Востоке около 74%. На Нерчинской каторге отбывали наказание 2 114 человек, а на Сахалине около 6 тыс.
Остальные каторжане трудились при заводах – Иркутском солеваренном, Николаевском железоделательном, Усть-Кутском солеваренном, Петровском железоделательном.
Ещё одна часть каторжан находилась при каторжных тюрьмах – Александровской, Тобольской, Усть-Каменогорской.
Русская каторга в начале XX века
Каторга в начале XX века была представлена системой каторжных тюрем.
Рисунок 2. Каторжане. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление каторги входило в общую систему управления ссылкой. Со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали условия этапирования арестантов значительно изменились. Для арестантских этапов по железной дороге отводились строго определенные дни. В основном их перевозили один раз в неделю. В 1910 г начал использоваться новый тип специального вагона на 72 и 48 мест – это был тот самый «столыпинский вагон». В вагоне было два помещения – одно занимали арестанты, а в другом находилась конвойная команда.
Автономное паровое отопление и кипятильник для чая находились в конце вагона. Помещение, где находились арестанты, перекрывалось мелкой решеткой, и конвой мог вести постоянные наблюдения. К полу привинчивались скамьи, на которых располагались этапируемые. В стене вагона на высоте 2-х метров от пола для освещения прорезались небольшие окна, перекрытые железными прутьями. В дороге арестанты обеспечивались пищей из расчета 10 копеек «кормовых денег» в сутки. Горячую пищу получали только на больших станциях – в Челябинске, Красноярске, Иркутске.
Арестантов сопровождала специальная служба, созданная в 1886 г – конвойная стража, считавшаяся частью вооруженных сил, но подчинявшаяся Главному тюремному управлению. Структуру конвойной стражи, систему этапирования, права и обязанности конвоиров регламентировал, утвержденный в 1907 г «Устав конвойной службы».
Таких конвойных команд, функционировавших по всей территории России накануне 1917 г., насчитывалось 537. Охрану этапов в европейской части России осуществляло 511 конвойных команд. По штату в них служило 12 тысяч офицеров и «нижних чинов».
В период навигации этапирование заключенных и ссыльных шло по рекам Урала и Сибири, где действовало 40 постоянных маршрутов.
Сохранялись и пешие этапы в Сибири – 219 постоянных маршрутов, общая протяженность которых составляла 28 тыс. верст.
Конвойная стража не особо сохраняла верность монархии с приходом революции. Начальник конвойной стражи – генерал-майор Н. Лукьянов в марте 1917 г подписал приказ о лояльности Временному правительству. Интересно, что свою должность он сохранил и после Октябрьской революции и возглавил конвойную стражу Наркомата юстиции. Подчинялся он наркому И. Штейнбергу, которого в 1907 г этапировал в Тобольскую губернию в качестве ссыльного.