Курс на защиту национальных интересов
В результате объективного анализа международной обстановки руководство России в середине 1990-х гг. выработало, наконец, новую внешнеполитическую доктрину, которая серьезно отличалась от курса советской внешней политики. В ней не было идеологической направленности, деления стран на «свои» и «чужие». Возникшая после распада Советского Союза тенденция к созданию однополярного миропорядка при ведущей роли США вызывала неоднозначную реакцию со стороны мирового сообщества.
Одновременно Россия придавала большое значение развитию сотрудничества с ведущими странами мира. Новые министры иностранных дел Е. М. Примаков (1996–1998), И. С. Иванов (1998–2004) и С. В. Лавров (с марта 2004 г) отошли от «прозападного крена» во внешней политике и сосредоточились на осуществлении программы усиления роли России как равноправного партнера в мировой политике.
Внешнеполитический курс страны встраивался с учетом глобального развития и ориентации как на Запад, так и на Восток. Российская дипломатия стала активнее и настойчивее защищать национальные интересы, связанные с обеспечением безопасности РФ и территориальной целостности, созданием благоприятных условий для экономического развития, повышением уровня благосостояния населения, укреплением целостности государства, консолидацией общества и защитой прав соотечественников за рубежом.
По решению ООН РФ участвует в урегулировании ближневосточного конфликта между Израилем и арабскими странами. В 2003 г. Совет Безопасности ООН принял предложенную ею резолюцию о прекращении строительства защитной стены на границе Израиля с Палестиной. Началось осуществление разработанной с участием России «Дорожной карты» – нового ближневосточного плана, предусматривающего не только прекращение вооруженных акций и террора, но и создание палестинского государства.
Отношения с США и НАТО
Наиболее важным фактором в мировой политике оставались российско-американские отношения, основанные на провозглашенном взаимном доверии, уважении и общей приверженности к демократии и экономической свободе.
В ситуации сохранявшейся напряженности в российско-американских отношениях В. В. Путин выразил соболезнование американскому народу в связи с нападением международных террористов «Аль-Каиды» на высотные здания в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и заметил, что террористические акты в Нью-Йорке сродни действиям бандитских формирований в Чечне. США и ЕС пришлось ослабить критику России, которая продолжала участвовать в антитеррористической операции на Северном Кавказе.
В 2001–2002 гг. продолжались переговоры руководства Министерства иностранных дел России и НАТО по созданию нового механизма сотрудничества России и НАТО в формате «19+1», то есть c участием России. В мае 2002 г. была принята Декларация глав государств и правительств РФ и стран-членов НАТО, в которой объявлялось о создании Совета Россия – НАТО в формате «двадцатки». Утверждалось, что Совет Россия – НАТО представляет собой механизм равноправного сотрудничества двадцати государств по вопросам, представляющим взаимный интерес. В числе наиболее важных проблем были названы:
- противодействие международному терроризму,
- антикризисное реагирование,
- совместное миротворчество.
Россия получила новые возможности в решении проблем международной безопасности. Эти соглашения были высоко оценены президентами России и США, а также руководителями ведущих держав Европы, как основа для принципиально иных отношений между Российской Федерацией и НАТО как партнерами или союзниками.
Поиск партнеров в Азии и Латинской Америке
После окончания «холодной войны» политическая ситуация в Восточной Азии перестала зависеть от Москвы и Вашингтона. Там стали действовать новые центры влияния – США, Япония, Китай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967 г., и Россия.
В июле 2001 г. во время визита в Москву председатель КНР Цзян Цзэминь подписал российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это был второй долгосрочный договор в истории российско-китайских отношений новейшего времени. Он был заключен на 20 лет с автоматическим продлением через каждое последующее пятилетие в случае обоюдного согласия. В. В. Путин подчеркнул, что в российско-китайском договоре заложен принцип стратегического партнерства двух стран. Стороны заявили, что не имеют друг к другу территориальных претензий.
В 2000 г. состоялся официальный визит В. В. Путина в Индию, а в 2004 г. – в Индию и Пакистан. В 2003 г. Москву посетил президент Пакистана Первез Мушарраф. Переговоры о политическом и военном сотрудничестве с этими странами закрепили взаимное партнерство.
В начале XXI в. расширились российско-латиноамериканские отношения. Бразилия, Мексика, Чили, Аргентина, Венесуэла стали партнерами России. Были подписаны соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о поощрении и защите инвестиций, о сотрудничестве в культурной области. Значительное внимание уделялось налаживанию взаимодействия в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью. Россия является постоянным наблюдателем при Организации американских государств.