Персона Екатерины II Великой, как и многих других царствующих особ с такой приставкой к имени оценивается по-разному, споры между историками не утихают до сих пор, одни считают её Великой императрицей, которая шла по пути просвещения. другие говорят о том, что Екатерина наоборот сдерживала развитие страны.
Реформы Екатерины II охватывали все стороны внутренней политики, она проводила реформирование страны, создала централизацию власти в Петербурге, а также воздействовала на социальную сферу государства для формирования элиты в России.
Цели градостроительной реформы
Назрела необходимость разработать планировку городов, способствующую развитию промышленности и торговли. Живописная хаотичная застройка должна была уступить место регулярной планировке с широкими улицами и площадями.
Толчком для проведения этой реформы стал пожар в городе Тверь, случившийся в 1763 году, после этого была разработана серия проектов по застройке Твери и других городов. Тверь стала самым первым городом где была применена классическая трёхлучевая планировка.
Трёхлучевая планировка – планировка при которой три улицы или аллеи фокусируются в одном композиционном центре, который оформляется в виде площади со стоящим на ней большим зданием или монументом.
Цели губернской реформы
Губернская реформа 1775 года преследовала следующие цели:
- укрепить местную власть, чтобы пресечь восстания крестьян;
- построить вертикаль власти, чтобы править на местах;
- упорядочить процесс сбора налогов.
Екатерина ставила своими целями усилить правительственный административно-полицейский контроль на местах, ввести новое административно-территориальное деление, в том числе в связи с расширением территории России, создать новые учреждения и модернизировать сословно-социальные отношения.
Цели полицейской реформы
После вступления в силу "Устава благочиния" в городах была организована новая структура – Управа благочиния, за которой были закреплены определенные должности и полномочия.
Цели реформы:
- еще больше укрепить вертикаль власти;
- разделить функции и полномочия полицейских органов;
- сформировать основы полицейского права.
Помимо осуществления сыскной службы и выполнения своих основных обязанностей, управы также руководили общественно-обслуживающим персоналом, следили за доставленным продовольствием, обеспечением сохранности дорог и т.д.
Цели городской реформы
В 1785 году был подписан документ под названием «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», где оговаривались права для таких сословий как мещане и купечество, определялись их обязанности и привилегии, помимо этого были созданы органы местного городского самоуправления.
Цели реформы:
- учредить местное городское самоуправление;
- повысить лояльность купечества;
- определить права и обязанности мещан.
Цели денежной реформы
В 1768 году был подписан манифест "Об учреждении московского и петербургского банков", что положило начало использованию печатных денег в России.
Предпосылкой денежной реформы стала необходимость поднятия и стимулирования экономики страны и стремление соответствовать западу, еще одной причиной для проведения реформы становится неудобная перевозка большого количества медных денег по территории страны.
В итоге каждый учрежденный банк получил по 500 тысяч рублей и был обязан выдавать при предъявлении ассигнаций необходимую сумму в медном эквиваленте.
Цели таможенной реформы
В рассматриваемый период достаточно часть происходила смена таможенного тарифа, корректировались пошлины, которые обеспечивали поступления в казну от ввоза в страну иностранной продукции.
Целью реформы послужило увеличение объема ввозимых в страну иностранных товаров, это было связано с активным развитием экономики. Необходимо стало облегчить налоги для одних товаров и увеличить для других (или вовсе запретить их ввоз). В 1782 году был подписан документ «Об учреждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров».
Цели образовательной реформы
Сложно выделить конкретные указы и даты, которые стали бы ключевыми в политике просвещения Екатерины Великой, она в нужной последовательности издавала указы и создавала учреждения, направленные на увеличение уровня знаний и доступности их приобретения. В основном образование было доступно лишь дворянству и горожанам, однако не остались без внимания и бездомные дети и сироты. В Москве и Петербурге были учреждены «воспитательные дома» – целью послужила необходимость в решении проблем бездомных и брошенных детей.
Екатерина хотела поднять уровень образованности населения, также в разработке был и проект сельских школ для детей крестьян, который при Екатерине II так и не был реализован.
Итоги реформирования
Реформы Екатерины II изначально имели цель создать государство по европейскому типу, – т.е. планировалось завершить начало петровских преобразований, которые принято было осуществлять с помощью методов просвещенного абсолютизма на базе идей гуманизации правосудия.
Политика императрицы по отношению к крепостным крестьянам отличалась некой противоречивостью, т.к., с одной стороны власть помещиков еще больше усиливается, с другой, был предпринят ряд мер, которые сдерживали крепостной гнет. В экономической сфере были ликвидированы государственные монополии, дана свобода для торговой и промышленной деятельности, проведена секуляризация церковных земель, введены в оборот бумажные деньги, учреждены банки, сделаны первые шаги для введения государственного контроля над расходами, при всем этом были и отрицательные стороны – процветало взяточничество и фаворитизм, увеличился государственный долг.