Полицейская реформа Екатерины II – это реформа в сфере полицейского управления, проведенная Екатериной II.
Основным поводом к проведению полицейской реформы была Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в 1773-1775 гг., которая достигла большого размаха, и после подавления мятежных войск правительство осознало необходимость создания прочной системы управления на местах, организации которой могли бы быстро и самостоятельно разрешать конфликты и проблемы в области.
В 1775 г. была проведена губернская реформа.
Согласно ей страна делилась на губернии с примерно одинаковым числом жителей; губернии же делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, которому было подчинено губернское правление. Губернатор и губернское правление получили некоторые функции, которые раньше были у органов центрального управления (коллегии, конторы, канцелярии). Среди переданных им функций было и управление полицией. Центральный орган управления полицией – Главная полицмейстерская канцелярия – ликвидировался.
Уездная полиция
По этой реформе также создавалась сельская полиция (это Екатерина еще прописала в «Наказе»). В каждом уезде дворяне выдвигали несколько кандидатур в нижний земский суд», который имел судебные и административно-полицейские функции. Руководитель и члены (обычно их было 3-4 человека) нижнего земского суда утверждались губернатором, которому, собственно, этот суд и подчинялся через губернское правление.
Помощниками нижнего земского суда в поселениях были сотские и десятские, которых выбирали из крестьян и обязанных. Их функциями было искать воров, разбойников, беглых людей. Инструкция для руководителя нижнего земского суда была прописана в «Учреждении для управления губерний».
Нижний земской суд должен был:
- следить за порядком в сельской местности;
- выполнять решения вышестоящих властей и суда:
- а также вести предварительное следствие по уголовным делам.
Кроме того, руководитель нижнего земского суда должен был «поощрять не только земледельцев к трудолюбию…но и вообще всех людей к добронравию и порядочному житью», то есть это относилось и к уездному дворянству. При этом он не имел права наказывать людей в процессе этого поощрения, пока они не нарушали закон. Также он должен был заниматься исправлением расточительства некоторых хозяев имений, «порочащих дворянское звание». В этом можно усмотреть стремление власти полицейскими силами ограничить некоторый произвол помещиков, поскольку такая деятельность помещиков зачастую была причиной крестьянских волнений. Нижний земской суд имел право получить поддержку от военных властей и у населения.
Городская полиция
Была изменена и организация городской полиции. Главная полицмейстерская канцелярия, должности полицмейстеров была ликвидированы.
Во всех городах, где отсутствовал постоянный военный гарнизон (в котором нижние чины во главе с комендантом выполняли полицейские обязанности), создавалась должность городничего, которого назначал Сенат по представлению губернского правления. Городничий был в подчинении губернского правления и не был обязан выполнять решения дворянской опеки в отличие от руководителя нижнего дворянского суда.
В главном городе губернии должен был назначаться обер-полицмейстер, в случае, если там не было военного коменданта. Городничий не зависел от обер-полицмейстера, а в реальности некоторые время должность обер-полицмейстера существовала только в Москве и Санкт-Петербурге. В главных городах губерний же полицию возглавлял военный комендант, а должность полицмейстера там восстановилась при Павле I.
Для уточнения обязанностей городской и сельской полиции губернаторам в 1780 г. было запрещено давать городничим и руководителям нижнего земского суда поручения, которые имели неполицеский характер, чтобы они могли лучше исполнять свои основные обязанности.
Данная реформа формировала новый административно-полицейский аппарат в уезде, но городская полиция не имела достаточного специального аппарата, а ее функции во многом пересекались с функциями руководителя нижнего земского суда, что совершенно не учитывало условия новой городской жизни.
Увеличение притока в города оброчного крестьянства, рост купеческого сословия, развитие промышленности ставили перед правительством задачу привести городской административно-полицейский аппарат в соответствие с новыми реалиями социально-экономической жизни страны.
В результате этого был издан в 1782 г. «Устав благочиния или полицейский», по которому создавалась Управа благочиния или полицейская – новый городской административно-полицейский орган, а также устанавливались специальные должности служащих городской полиции. В состав Управы во всех города кроме Петербурга и Москвы, входил городничий, пристав уголовных дел, пристав гражданских дела, выборные от купечества и ремесленников города.
Функции Управы благочиния состояли из:
- слежения за общественным порядком;
- приведения в действие решения судов и других органов;
- проведения предварительного следствие по преступлениям;
- суда по мелким уголовным делам;
- ведения административно-хозяйственных дел (надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и пр.).
Город делился на самостоятельные административно-полицейские части: в каждую входило 200-500 дворов. Части делились на кварталы по 50-100 дворов. Частный пристав отвечал за свою часть и имел в подчинении двух полицейских сержантов, а в больших городах – целую команду. Сторожа квартала подчинялись квартальным надзирателям, которые назначались Управой благочиния.
Таким образом, в правление Екатерины II продолжился процесс по созданию и развитию специализированных государственных органов по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Были созданы институты городской и сельской полиции, определялись более четко их функции и права. Многообразие организации полиции обуславливалось отсутствием центрального органа управления.