Герцен и Чернышевский
В 1830-1840-х гг. происходит процесс формирования революционно-демократической идеологии в общественной жизни. Толчком к этому, как считается, стало восстание декабристов в 1825 г., которое, хоть и оказалось неудачным, но тем не менее взбудоражило мыслящие слои населения. Осмысление событий и положения в стране способствовало формированию многих общественно-политический течений и направление, среди которых и революционно-демократическое. Его идейными основателями стали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, которые высказались против теории «православие, самодержавие, народность», идеологии славянофилов, при этом выступая за экономические и культурные связи России и Запада, призывая воспринять западные достижения в области науки, культуры, техники. Несмотря на то, что они признавали то, что буржуазный строй более прогрессивен, нежели феодальный, они выступали против развития России по буржуазной модели и замены феодализма капитализмом.
Однако после того, как европейское революционное движение было подавлено в 1848 г. Герцен разочаровывается в Западной Европе. Он приходит в мысли, что крестьянская община и артель в России содержат основы социализма, который в России более осуществим, чем в любом другой стране. Белинский и Герцен становятся приверженцами социалистических идей: считали, что основное средство преобразований в обществе - это классовая борьба вместе с крестьянской революцией.
Герцен был первым в русском общественно-политическом движении, кто воспринял идеи утопического социализма. В то же время они были уже широко развиты в Западной Европе. Герценовские идеи общинного устройства общества впоследствии были развиты Н. Г. Чернышевским, который предвосхитил появление разночинцев в общественном движении в России. Дело в том, что основным классом, который до 1860-х занимался общественным прогрессом, были дворяне-интеллигенты. После 1860-х гг. активное участие в социальной жизнипринимают разночинцы – выходцы из различных сословий (купечество, мелкие чиновники, духовенство, мещанство).
Работы Герцена и Чернышевского создали программу общественных преобразований. Чернышевский выдвигал следующие идеи:
- крестьянская революция, свержение самодержавия и создание республики;
- освобождение крестьян от крепостного права и уничтожение помещичьего землевладения;
- бывшая помещичья земля должна передаваться крестьянским общинам по принципу уравнивания;
- крестьянская община с коллективизмом и самоуправлением должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне, при том, что у нее не было частной собственности на землю, в ней проводились бы переделы земли;
- крестьянская община при этих условиях была бы социалистической ячейкой общества.
Эта программа была взята за основу народниками, эсерами (партия социалистов-революционеров). Некоторые ее положения были включены в «Декрет о земле», который был принят большевиками.
Реакция современников Герцена и Чернышевского на их программы была разная: интеллигенция, настроенная радикально, восприняла идею общинного социализма как призыв к действию, а те, кто придерживался умеренных идей – как программу поэтапного продвижения вперед.
В 1861 г. группа разночинцев создала тайное революционное общество «Земля и воля». Главным средством они считали воздействие путем пропаганды на крестьян. Такая умеренная позиция не нашла отклика у радикальной молодежи.
Отмена крепостного права и обострение классовой борьбы в период правления Александра II стали факторами, спровоцировавшими формирование революционных народников, которые были последователями идей Чернышевского и Герцена. Народникам были присущи следующие идеи:
- они видели в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине – «зародыш» социализма;
- отрицание прогрессивности капиталистического развития, которые виделся им явлением, насаженным правительством «сверху»;
- решающую роль они отводили критическим мыслящим личностям, которые могли направить толпу (в отличие от Чернышевского, который считал главной силой народные массы);
- негативное отношение к политической борьбе, так как конституция и демократические свободы не связаны с интересами самодержавия.
В целом, они считали, что социальная революция в России необходима и возможна.
Ткачев, Бакунин, Лавров, «Земля и воля»
В 1870-е гг. идеологами народничества были П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров. Они разрабатывали три направления народничества:
- заговорщическое,
- анархическое,
- пропагандистское.
Заговорщическое движение (П.Н. Ткачев) не верило в революцию, совершенную народом, и полагало, что это может сделать революционное меньшинство. Самодержавие, по мнению «заговорщиков», не имеет классовой опоры, поэтому захват революционерами власти реален. Среди представителей этого движения была С.Г. Нечаев, который написал «Катехизис революционера», где выражал идею «революционные цели оправдывают средства»; также он создал тайное общество «Народная расправа».
Сторонники анархического движения (М.А. Бакунин) считали, что государство мешает развитию личности, угнетая ее. Они ставили перед «критически мыслящими» личностями цель призывать народ к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний должны объединиться, сломать государство, и потом будет создана федерация свободны самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.
Приверженцы пропагандизма (П.Л. Лавров) считали движущей силой прогресса интеллигенцию, а не крестьянство. Последние не способны к критическому мышлению, а поэтому не готовы творить революцию. Обращение же к крестьянству нужно не для провоцирования их на бунт, а для пропаганды социализма и их подготовки к революции. Необходимо было создать партию, основанную на принципах демократического централизма. Революционер, по мнению пропагандистов, должен быть нравственно чист.
«Хождение в народ», предпринятое в 1870-х гг. не имело успеха, поэтому революционеры решили действовать путем террора представителей власти. В 1876 г. была создана новая организация «Земля и воля», разделившаяся в 1879 г. на более радикальную «Народную волю» (С. Перовская, А. Желябов) и менее радикальную «Черный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич).
В 1881 г. члены «Народной воли» совершили покушение на Александра II, однако его убийство не решило проблемы, так как реакция власти лишь усилилась.
В 1880-1890-е гг. в среде народничества получает распространение либеральное народничество, которое выступало за мирные средства. Его представителями были Н. Анненский, Н, Михайловский. В. Воронцов, В. Короленко. Они не отказывались факта того, что в России не развивается капитализм, однако доказывали, что он насаждается государством. Народники предлагали концепцию перехода к социализму на основе «народного производства». Также тогда велась дискуссия с марксистами, так как народники считали марксизм неприемлемым для России.