Духовное христианство — это общее название разнообразных религиозных течений, отделившихся от православия. Для последователей учений характерно аллегорическое толкование Священного Писания, отрицание церковной иерархии, отрицание обрядов православного богослужения, приближение к народной традиции, стремление в повседневной жизни придерживаться библейских заповедей.
К духовным христианам традиционно относятся течения:
- Духоборы;
- Максимисты;
- Хлысты;
- Молокане;
- Штундисты;
- Субботники;
- Прыгуны;
- Дух-и-жизники.
Штундисты к духовному христианству могут быть отнесены условно. Происходившие из немецких колонистов, они стали базой для евангельского христианства, рассматриваемого как русская разновидность протестантизма.
История духовного христианства
В конце XVII века в России возникли религиозные группы, членов которых называют «духовными христианами». Для течений свойственна закрытая жизнь, основанная на идеалах братства, равенства и самосовершенствования. Общей чертой их мировоззрения было негативное отношение к церкви как погрязшему в грехах человеческому учреждению, не имеющему святости. С точки зрения духовных христиан, вера должна исповедоваться свободно, и никто не должен определять её правила.
Последователи этих течений в России подвергались преследованиям, переселялись в малонаселенные районы, эмигрировали. В 1905 году был принят Указ «Об укреплении начал веротерпимости», разрешивший выход из православной церкви. Отменялись ограничения в отношении разнообразных религиозных течений. Но исход духовных христиан не закончился. В трудном положении эти группы находились и в советский период.
Среди течений выделяются христововеры, скопцы, духоборы, молокане, прыгуны. Христоверы полагают, что Христос может вселиться в любого человека, но для этого необходимы строгий аскетизм и «радение» - молитва, в ходе которой верующие доводят себя до состояния религиозного экстаза. Христоверы бичевали себя (отсюда название — хлысты). Экстремистская группа — скопцы – считала вершиной совершенства самооскопление. Часть христоверов, создав общество «Новый Израиль», эмигрировала в Уругвай в 1914 году.
Название «духоборы» можно объяснить двумя способами: борцы «за Святой Дух» или «борющиеся со Святым Духом». Последователи секты отвергают Церковь, кресты, иконы, выступают за равенство людей. Вместо Библии они читают «Животную книгу», состоящие из псалмов, составленных самими духоборами. В конце XIX века на средства Л. Н. Толстого были зафрахтованы пароходы для переселения духоборов в Канаду.
Название «молокане» тоже объясняется разными способами: от названия реки Молочная до «духовного молока». Молокане признают Библию. Во время служб они читают Библию и поют псалмы. Молокане ожидают пришествия Христа и установления на земле Царства Божия.
Общины христоверов, духоборов и молокан называют «старыми русскими сектами» для т ого, чтобы отличить их от групп протестантов, распространившихся в позднее время.
Движение старообрядцев
Старообрядчество — это совокупность религиозных течений в русле русской православной церкви, отвергающих церковную реформу патриарха Никона 1650—1660-х годов, целью которой была унификация богослужебного чина Русской церкви с Константинопольской Церковью.
Богослужебная реформа была подтверждена постановлениями соборов, проходивших в 1650—1680-х годах. Противники изменений преданы анафеме как еретики на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. Реформа привела к расколу в Русской церкви. В результате возникли группы раскольников, разделившиеся впоследствии на многочисленные согласия.
При Екатерине II использование термина «раскольник» в устной речи и в официальных бумагах попало под запрет. С 1788 года вместо слова «раскольники» введено употребление термина «старообрядцы».
В 1803 году термин «раскольник» вновь появляется на страницах официальных документов. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года официально именовались в Российской империи «раскольниками» и преследовались светскими и церковными властями. В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу смягчилась, что привело к решению Поместного собора 1971 года «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие».
Однако отмена «клятв» не привела к восстановлению евхаристического общения старообрядцев с православными церквами. Как и прежде, старообрядцы, лишь себя считают православными христианами, РПЦ квалифицируя как инославную. В рамках старообрядчества как движения отсутствуют цельность и единодушие. В зависимости от отношения к священству старообрядцев принято делить на группы поповцев и беспоповцев. Поповцы новообрядцев полагают еретиками «второго чина» (для принятия в молитвенное общение достаточно миропомазания, причём приём осуществляется с сохранением духовного сана); большинство беспоповцев (кроме нетовцев и часовенных) считают новообрядцев еретиками «первого чина», для принятия в молитвенное общение обращающиеся в старообрядчество должны быть крещены.
Исходя из воззрений на историю церкви, беспоповцы различают «древлеправославное христианство» вообще (правая вера, идущая от Христа и апостолов) и старообрядчество в частности (оппозиция реформам Никона).
Крупнейшая организация старообрядцев в России — Русская православная старообрядческая церковь.
В отличие от представителей других вероисповеданий, староверы не считают синонимичными понятия «старовер» и «старообрядец». Они полагают, что официальный термин «старообрядец» не отражает сути разногласий, которые послужили причиной раскола. Слово «старовер» подразумевает, что ключевым является сохранение «духовной ценности веры», а не обрядов.