Религиозная и официальная литература XVI в.
В $XVI$ в. единое Русское государство окончательно сложилось. Начался подъем культуры. В литературе обычно его связывают с именем митрополита Макария.
При Макарии был создан колоссальный труд – «Великие Четьи Минеи». Это сборник, состоящий из $12$ томов. В них собраны жития святых, патерики и прочая религиозная литература. По сути, это сборник вообще всей читаемой литературы Руси. Содержание оформлено по месяцам. Это были книги не для богослужения, а для чтения и просвещения.
Складывалась государственная идеология. Литература стала играть большую роль в возвеличивании царя, его роли и места Русского царства в мире.
«Хронограф 1512 г.», «Сказание о князьях Владимирских» – произведения официальной идеологии. В них озвучивается идея о том, что Россия приняла власть от Византии и стала новым христианским центром.
В $XVI$ в. был составлен крупнейший свод летописей, т.н. Никоновская летопись.
В $1560$-х гг. была составлена «Степенная книга», историческое сочинение самодержавии, в которых история шла не по годам, а по степеням, т.е. по великим княжениям.
Публицистика и художественная литература в XVI в.
Вместе с возросшим влиянием государства на литературу, появлялись новые жанры. Большое развитие получила публицистика. $XVI$ в. вообще иногда называют веком публицистики. Самым известным примером можно считать переписку Андрея Курбского с Иваном Грозным.
Художественная литература становится более разнообразной. В связи с расширением контактов появились повести о других странах, например, повесть о грузинской царице Динаре.
Важным источником по социальной истории является «Домострой», сборник правил поведения в семейной и общественной жизни.
«Домострой» был переработан Сильвестром, стремившимся утвердить безграничную власть мужчины в семье.
Книгопечатание
Важнейшим событием культуры в $XVI$ в. стало начало книгопечатания, которое обычно отсчитывают с $1564$ г., с издания «Апостола». Московская типография была по заказу Ивана Грозного основана Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Распространение печатной литературы способствовало повышению грамотности, а также усвоению религиозных знаний и необходимой государству идеологии среди народа.
Особенности литературы в XVII в.
В $XVII$ в. главное место в литературе занимали исторические повести. Вероятно это была рефлексия по поводу пережитого Смутного времени. Самый известный пример – «Сказание Келаря Троице-Сергиевой лавры Авраама Палицына».
Кроме того, появились обобщающие исторические труды. «Синопсис», первая историческая книга, появилась в $70$-е гг. $XVII$ в. Она описывала историю Украины и России от Киевской Руси.
$XVII$ столетие стало последним для летописания. «Новый летописец» описал время от правления Ивана Грозного до конца Смуты. Целью сочинения было обоснование права Романовых на трон.
Новые веяния и жанры литературы
Культура $XVII$ в. подверглась определенной доле обмирщения. Появились новые литературные жанры. Популярной стала сатира. Появился жанр бытовой прозы. Приведем примеры:
- «Шемякин суд»
- «Повесть о горе и злосчастии»
- «Повесть о Ерше Ершовиче»
- «Калязинская челобитная»
- «Повесть о Савве Грудцыне»
Эти сочинения описывали в едкой сатире недостатки общества того времени, включая церковь, суды и пр.
Симеон Полоцкий представлял собой панегирическое официальное направление литературы. При своей реакционности, он был тем, кто открыл в России поэзию и драматургию, он лично писал стихи и пьесы.
Ярким примером оппозиционной литературы стало «Житие Протопопа Аввакума». Это пример яркой публицистики от непримиримого противника никоновской церковной реформы протопопа Аввакума.
В целом, литература как и вообще культура в $XVII$ в. активно развивалась, обрастая новыми особенностями и чертами, среди которых был рост светскости и иностранного влияния.