Главные речные пути средневековой Руси
В средневековой Руси основными путями коммуникации были реки и озера. Таковая их роль определялась геолого-географическим строением европейской части страны: бескрайняя равнина, по которой протекает множество рек, впадающих в Черное, Каспийское, Белое и Балтийское моря.
Главные реки Руси:
- Волга, несущая свои воды на юго-восток к Каспийскому морю,
- Днепр, текущий на юг,
- западная Двина, текущая к Балтийскому морю,
- Ловать и Мста, связанные с Балтийским морем системой рек и озер, впадающих в озеро Ильмень,
- Сухона, которая впадает в Северную Двину, текущую на север к Белому морю.
По этим дорогам русские издавна возили грузы. В верховьях рек устраивались переправы для перетаскивания кораблей и грузов из одной реки в другую. Так, были налажены переправы между:
- Днепром, Ловатью и Западной Двиной;
- Днепром и Москва-рекой;
- Шексной и Сухоной и др.
От Балтийского до Черного моря корабли шли по руслам Невы, Ловати, Волхова, Днепра и Десны. Данный торговый путь известен как маршрут «из варяг в греки». От Днепра можно было перебраться на другую торговую артерию востока России – Волгу. Для этого использовались переправы от верховьев Днепра до Верхней Волги или от Днепра до Угры (притока Оки) и по Оке до Волги. Ока и Верхняя Волга были главными транспортными путями Рязанского, Суздальского и Владимирского княжеств. С развитием Московского государства в XVI веке, завоеванием Казани в 1552 году и Астрахани в 1556 году Волга стала главным русским торговым путем и европейским маршрутом Восток-Запад, открывшим возможности для развития торговли между странами Азии и Европы. В 1553 году в устье Северной Двины появились первые английские корабли и был открыт новый морской путь на запад.
В XVI веке торговые отношения между Москвой и европейскими странами установились вдоль нового водного пути, по Северной Двине и ее притокам. До начала XVIII века этот путь проходил от города Вологды по рекам:
- Вологда,
- Сухона,
- Северная Двина.
В устье Северной Двины был построен один из крупнейших торговых центров и морских портов – Архангельск. Грузы доставлялись в Вологду из Москвы наземным транспортом - конными экипажами. В конце XVI века началось освоение Сибири и Дальнего Востока. Походы отрядов Дьякова, Ермака, Хабарова, Пояркова, Порфильева, Колесова и других были возможны только по рекам, и озерам. Водный путь от верховья реки Тура, притока Тобола, и далее по Тоболу, Оби, Иртышу способствовал появлению таких городов как:
- Тобольск,
- Туринск,
- Верхотурье,
- Сургут,
- Тюмень,
- Нарым и др. Эти города стали впоследствии транспортными и торговыми узлами.
История освоения рек севера, северо-востока и северо-запада в XVI – XVII веках была связана с объединением русских земель и превращением Москвы в политический, экономический и культурный центр. Экономическое развитие Москвы и Московского государства в прошлом во многом было связано с Москвой-рекой, которая служила связующим звеном во всей речной транспортной системе. Первый проект создания искусственного водного пути, соединяющего Москву и Верхнюю Волгу, появился в 1674 году. Речной транспорт значительно развился при Петре I. Для обеспечения экономических связей с Балтийским, Азовским и Черноморским регионами были усовершенствованы водные пути и построены суда, отвечающие новым требованиям. Выход к Балтийскому морю и перенос столицы из Москвы к берегам Финского залива потребовали улучшения водного сообщения от Волги до Балтики для того, чтобы суда следовали без перевалки грузов в верховьях рек.
Развитие речного судостроения
С развитием торговли возросла потребность в крупных торговых судах. В XV-XVII вв. появились новые центры речного судостроения:
- Балахна,
- Дединово (под Коломной),
- Пучеж,
- Нижний Новгород,
- Казань,
- Городец,
- Астрахань и др.
Особенностью крупных речных судов была грубая подготовка элементов корпуса. Поперечные и продольные комплекты изготавливались из: цельных бревен, поленьев и балок. Наружная обшивка была сделана из толстых досок. Особенностью русских речных судов было крайне ограниченное применение металла, который в основном использовался для изготовления скоб, скрепляющих сайдинговые панели по пазам.
Способы передвижения судов большой грузоподъемности по рекам Руси остались такими же, как и в начале развития речного судоходства: вниз по течению – самоплавом; против течения – конной или людской тягой. При образовании Русского государства разобщенность княжеств и отдельных городов привела к тому, что на пригодных для судоходства реках строились плотины мельниц, мосты и переправы, затруднявшие движение судов. Перемещение товаров по рекам на их территории считалось статьей дохода для сбора пошлин («мыта»). В 1497 году князь Иван III издал государственный документ – Свод законов, который установил единый порядок сбора «мыта» на всей территории государства. Однако владельцы плотин, мостов, мельниц, построенных на реках без всякого плана, продолжали взимать произвольную плату за проход судов.
С созданием централизованного российского государства необходимо было навести порядок на водных путях страны и разработать правила судоходства. 1 сентября 1648 года в Москве собрался Земский собор, который в январе 1649 года принял Свод законов, получивший название Соборный кодекс царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого). Это был первый законодательный акт, установивший свободу судоходства на внутренних водных путях России.
С вступлением на престол России в 1682 году Петр I (правил с 1689 года) в России начались серьезные социально-экономические преобразования. В то время у России не было выхода к внешним морям, кроме выхода к Белому морю в районе города Архангельска. Порт Архангельск, расположенный вдали от центральной части России, не мог удовлетворить потребности внешней торговли России. При Петре I Россия воевала с Турцией за доступ к Азовскому и Черному морям и со Швецией за выход к Балтийскому морю. Первая кампания по взятию Азова в 1695 году закончилась неудачей из-за отсутствия флота у русских войск и невозможности блокировать Азов с моря. Зимой 1695-1996 года более 25000 крестьян и горожан объединили свои силы, чтобы построить флот. Весной 1696 г. русские войска и флот спустились по Дону к Азову, а 18 июля 1696 г. Азов был взят. С тех пор река Дон стала важным водным путем, связывающим центральные и южные регионы России.