Социальные реформы Петра I – это реформы, направленные на закладывание основ образовательной, медицинской и научной деятельности на уровне государства.
В первую очередь социальные реформы были вспомогательным средством для военной сферы, которые после расширились и были направлены уже на гражданские нужды.
Предпосылки социальных реформ Петра
Россия во многом отставала от других стран из-за тяжких испытаний, которые выпали на ее долю, развитие страны сильно тормозили набеги татаро-монгольского ига, страна много лет была оторвана от связей с Европой. После Великого посольства Петр еще больше убеждается в том, что Россия сильно отстала в развитии от других стран. Значительная часть учебных заведений была открыта для подготовки новых войск для регулярной армии
Социальные преобразования можно разделить на несколько периодов.
- С 1698 по 1714 гг. – развитие книгопечатания и топографий, по инициативе Петра в Голландии начинают издавать духовно-образовательные книги, были открыты первые типографии в Петербурге, в 1714 году там же была открыта библиотека, которая после стала библиотекой Академии наук. Для того, чтобы обеспечить достаточным количеством методических указаний и рекомендаций учрежденных учебных заведений, которые открывал Петр I и нужны были типографии. В период с 1708 по 1725 гг. было издано книг гораздо больше, чем за весь предшествующий век.
- С 1698 по 1721 гг. – подготовка офицеров для армии и флота, открытие военных школ для солдат.
- 1701-1722 гг. – организация цифирных школ, где дети могли обучаться основам математики, а в некоторых и основам геометрии.
Преобразования в сфере медицины
В 1701 году начинают функционировать частные аптеки (идет борьба с внеаптечной торговлей), их освободили от налогов, а их владельцев от воинской повинности. Вскоре после появления частных аптек, был основан первый Московский госпиталь при нём вели обучение врачей и военных хирургов.
Реформа образования
Петр I стремился создать дворянское государство, а для этого необходимо было распространять образование среди дворянства, повышать их культуры, а если этого не делать дворяне не будет готовы и пригодны для поставленных Петром целей реформирования России.
Образование Петр I считал базовым социальным институтом, без полной реорганизации системы образования было бы сложно воплотить еще одну важную задачу – развитие промышленности, чтобы решить эту проблему был использован комплексный подход.
Дворянских детей начали отправлять на обучение в страны Европы, а из европейских стран в свою очередь приглашали ученых и инженеров для обучения способных молодых людей. Кроме этого Петр ввел обязательное начальное образование для дворян, которое среди них так и не получило одобрение, они всячески избегали учебы, тогда Петр пошел на крайние меры и запретил венчать неграмотных дворянских недорослей.
Развитие науки
Социальные реформы в области образования, медицины и инженерного дела потребовали создать центры систематизации и накопления полученных знаний. В 1724 году Петр I издает указ об учреждении Академии Наук и художеств, тем самым и заложил основы российской науки, для работы в Академии Наук Петр также пригласил иностранных специалистов, поэтому до 1746 года практически все академики были иностранцами.
Крестьянская реформа
В результате крестьянской реформы государство было разделено на две зоны: зона неурожайного севера и зона плодородного юга. В северной зоне крестьян часто переводили на денежный оброк и отправляли их в город или в другие области на заработки. В южной зоне в это время процветала барщина. Были увеличены повинности крестьян, поскольку у российского государства увеличились потребности в деньгах и человеческих ресурсах. Исключительно силами крестьянства возводились города, строились дороги, мосты, открывались мануфактуры, так при строительстве Петербурга было задействовано более 40 тысяч крестьян, так учитывая ежегодные наборы в рекруты, налоги, то можно сделать вывод, что жизнь крестьян была достаточно тяжелой.
Барщина – принудительный труд зависимых крестьян, работающих со своим личным инвентарём в хозяйственных угодьях собственника.
В 1717 году Петр распорядился выпустить книгу под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Она представляла собой перечень правил о том, как современные дворяне должны вести себя в обществе, чтобы быть успешными при царском дворе. Современный дворянин должен знать иностранные языки, уметь держаться в седле, фехтовать, танцевать, кроме этого он должен быть начитан и красноречив.
Спустя год, в 1718 году, Петр издал указ о введении «ассамблей», которые для России имели необычный характер, на таких вечерах ели и пили, играли в разные игры, вели светские беседы, при этом не было никаких церемоний – никого не встречали и не провожали. Каждый приходил и уходил, когда считал нужным, такие ассамблеи заложили традиции светских салонов и балов при дворе императора.
Произошедшие изменения в повседневной жизни и культуре начала XVIII века. Социальные реформа при Петре имели большое прогрессивное значение, но, несмотря на это еще больше разделили общество на два сословия – европеизированные «верхи» и традиционная культура «низов». Использование европейских благ и достижений культуры превратили дворянство в привилегированное сословие, а увлечение всем иностранным привело к тому, что все народное и национальное вытеснялось или презиралось.
Итоги социальных реформ
Основные итоги реформ:
- Введено обязательное начальное образование, это коснулось детей дворян и духовенства, но основы были заложены и после грамоте уже начали обучать и простых людей.
- Кроме школ были открыты военные учреждения, где обучали военному делу и основам военно-морского дела.
- В 1714 году был издан указ о единонаследии, две формы владения землей были соединены в одну, вся собственность могла переходить лишь одному наследнику, была введена обязательная служба для дворянского сословия.
- Введена новая система налогов – подушная подать, поборы, налоги, существовавшие ранее, были отменены, вместо этого введена единая подать с одной души.