Последствия путча и запрет деятельности КПСС
То обстоятельство, что ЦК КПСС безоговорочно поддержал путч ГКЧП 19 августа 1991 года, привело после его подавления к полной дискредитации партии – той самой, которая после удавшегося путча 7 ноября 1917 года в течение семи десятилетий держала страну в абсолютном повиновении. Своего последнего генерального секретаря, Горбачева, она, как в свое время Хрущева, отстранила от власти.
Но между отставкой Горбачева и смещением Хрущева было одно существенное отличие: после свержения Хрущева КПСС продолжала управлять страной, а устранение Горбачева партия пережить не смогла. 22 августа 1991 года Горбачев вернулся в Москву из своей летней резиденции в Форосе, где содержался под домашним арестом во время путча, и заявил, что он вернулся в другую страну, и сам стал другим человеком.
24 августа 1991 года Горбачев подал в отставку с поста Генерального Секретаря ЦК КПСС. За день до этого в Верховном Совете РСФСР перед телевизионными камерами и в присутствии Горбачева Ельцин подписал декрет о временном приостановлении деятельности КПСС на территории России.
29 августа Верховный Совет СССР распространил действие этого декрета на всю территорию Советского Союза. Накануне 74-й годовщины Октябрьской революции – 6 ноября – Ельцин запретил деятельность КПСС и компартии России на территории РСФСР и аргументировал этот запрет следующим образом:
«КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямого подчинения КПСС».
Запрет КПСС стал, в сущности, окончательным приговором для СССР, так как тем самым был упразднен важнейший организационный и идеологический фактор, объединявший Советский Союз.
Во время августовского путча 1991 года и сразу же после него почти все союзные республики подтвердили свои прежние заявления о суверенитете, то есть объявили о своей независимости. Одновременно Ельцин начал упразднять союзные структуры. 28 октября 1991 года он заявил, что Россия не будет больше финансировать целый ряд союзных министерств и ведомств (примерно 70).
Юридическое оформление распада государства
1 декабря 1991 года состоялся референдум на Украине – крупнейшей после России по количеству жителей республике Советского Союза, которая вместе с Россией, Белоруссией и республиками Закавказья подписала 30 декабря 1922 года Союзный Договор об образовании СССР. 90% участников референдума подтвердили сделанное 24 августа 1991 года заявление о независимости Украины. Украинский референдум ускорил процесс распада СССР.
8 декабря 1991 года под Минском состоялась встреча Президента России, Президента Украины Л. Кравчука и Председателя Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевича. Результаты этой встречи стали важнейшим этапом в истории России и СССР, так как высшие представители государств, подписавших в 1922 году Союзный Договор, теперь заявили, что
«СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Вместо СССР было решено основать более гибкий союз – Содружество независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 года по алма-атинскому договору бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских государств и Грузии, вошли в состав СНГ. Грузия вступила в СНГ только в 1993 году. Статья 1 коллективного договора СНГ, подписанного 22 января 1993 года, гласила, что:
- Содружество образуется на основе суверенитета и равенства его членов.
- Государства – участники СНГ являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
25 декабря 1991 года Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, которая стала преемницей СССР в Совете Безопасности ООН и, фактически, наследницей Советского Союза. Таким образом, правопреемственность была сохранена.
Мирный характер распада СССР
Многие сторонники имперской идеи в России, да и в других республиках бывшего Советского Союза расценили встречу под Минском в декабре 1991 года как коварный заговор отъявленных врагов российской империи, которые, выполняя заказ Запада, хотели уничтожить Россию как великую державу. Этот «тезис об ударе кинжалом в спину» поразительным образом напоминает ситуацию, сложившуюся в Германии после Первой мировой войны и оказавшую сильное влияние на политическую культуру Веймарской республики. Сторонники тезиса об «ударе кинжалом в спину» не желали принимать во внимание то обстоятельство, что минское соглашение только закрепило уже свершившийся процесс государственного распада, который был неизбежен в результате начавшейся эрозии партийного господства.
Следует, однако, подчеркнуть, что роспуск Советского Союза, несмотря на яростные нападки на российское руководство, протекал на удивление мирно. До сих пор таким геополитическим и социальным переворотам, как правило, предшествовали опустошительные войны и кровавые революции. Тем больше поражает та легкость, с которой в 1989 году государства Восточной и Центральной Европы смогли избавиться от советской опеки, а двумя годами позже народы Советского Союза – от большевистской системы и гегемонии Москвы.
До самого конца в руках КПСС был сосредоточен колоссальный потенциал власти. По расчетам некоторых экспертов, на военно-промышленный комплекс приходилось более 25% валового внутреннего продукта Советского Союза – колоссальная сумма для мирного времени. Несмотря на поражение в идеологической и экономической сферах, в области технологии власти коммунисты были в прошлом настоящими виртуозами.
Однако к моменту горбачевской перестройки у них уже отмечалось отсутствие «воли к власти». В отличие от прежних кризисов системы (1953, 1956, 1968 годы), они чувствовали себя не «историческими победителями», а «побежденными». Именно поэтому они почти без борьбы отказались от своей монополии на власть, которую до сих пор защищали так решительно и жестко.