Причины, побудившие руководство к реформам
В начале 80-х годов все очевиднее становилась невозможность сохранения без серьезных изменений существующих в СССР порядков, которые выдвигали на передний план необходимость реформ во всех сферах общественной жизни.
Появление на посту Генеральный секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева возобновило в массах иллюзорную надежду на реальность позитивных сдвигов в стране. Начатый им процесс обновления получил название «перестройка». Этот процесс был обусловлен многими факторами. Одни из них (симптомы системного кризиса) подталкивали к радикальным изменениям в обществе, другие – делали возможным эти изменения, создавали благоприятные основы для общественных модификаций.
В первой половине 80-х гг. в ряде стран социализма усилилась критика существующих механизмов хозяйствования. Эта критика велась с разных, часто совершенно противоположных позиций. Одним начатые экономические реформы казались лишними, разрушительными, другим – слишком вялыми и нерешительными. Первые настаивали на соблюдении директивно-распределительных принципов, вторые – на внедрении рыночных, товарно-денежных отношений. Дискуссии по этому поводу имели довольно острый характер, выливаясь на страницы газет и журналов, втягивая в свою орбиту немало ученых и хозяйственников.
На середину 80-х гг. в СССР оказались три основных подхода в поисках оптимального хозяйственного механизма. Первый заключался в попытках «косметического ремонта» существующей системы и осуществления ограниченного хозрасчета. Второй сводился к еще большему усилению планового централизма и всеохватывающей регламентации производства. Третий отражал позиции тогдашних реформаторов и их стремление совместить так называемый реальный централизм с полным хозяйственным расчетом.
Эти поиски велись в русле официальной марксистской методологии и под лозунгом совершенствование развитого социалистического общества .
Сценарий готовящихся преобразований
С точки зрения реформаторов, сценарий будущих преобразований предусматривал:
- в области экономики – длительный характер переходного процесса, постепенное нарастание рыночных отношений, создания надлежащих воспроизводящих предпосылок, прежде всего общей сбалансированности хозяйства;
- в социальной сфере – мягкость, обеспечения хотя бы приемлемого жизненного уровня всех социальных групп, постепенное возрастание его для большинства групп, причем за счет одноразового эффекта реформы, а не перераспределения благ;
- в политической сфере – аппаратный способ реализации реформы, улучшение этого аппарата путем отсечения наиболее консервативных его секторов.
Такой путь преобразований считался тогда вполне вероятным. В условиях социализма, который предусматривал определенные социальные Гарантии, официально отождествлялся с понятием равенства, стабильности, справедливости, другие варианты реформы многим казались невозможными, нереальными. В основе подобных проектов лежало стремление достичь одновременно глубины и мягкости преобразований, чтобы таким образом обеспечить социальный консенсус, единодушную поддержку реформы. Понятно, что среди экономистов и политиков существовали значительные расхождения в оценках и взглядах даже на ближайшие перспективы.
Дальнейшие поиски моделей реформирования
Тем временем в теории и на практике продолжались поиски оптимальной модели реформирования. Еще в недрах аппарата К. Черненко созрела ориентация на ускорение социально-экономического развития страны. На пленуме ЦК КПСС в марте 1985 г. М. Горбачев назвал ее стратегической линией партии. На апрельском пленуме ЦК КПСС он признал, что в экономике СССР усилились неблагоприятные тенденции и возникло немало трудностей и проблем. Отныне упор делался на ускорении экономического развития. Точнее, на существенном ускорении темпов хозяйственного роста.
Но в концепции ускорения закладывались слишком высокие, недостаточно обоснованные ориентиры экономического роста, что довольно быстро оказалось в течение двенадцатой пятилетки
В наиболее общем виде программа ускорения, впоследствии одобренная XXVI съездом КПСС, предусматривала:
- коренное обновление материально-технической базы производства на основе новейших достижений научно-технической революции;
- совершенствование общественных отношений, прежде всего экономических;
- глубокие перемены в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей;
- активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов.
Содержание нового курса, предложенного М. Горбачевым, выражала следующая формула: через ускорение социально-экономического развития страны – к новому качественному состоянию советского общества.