Крещение Руси – это введение христианства как государственной религии в Киевской Руси в конце X в. Согласно общепринятой традиции, с этого события, произошедшего в 988 г., начинается активное распространение христианства на Руси. Некоторые же понимают под этим термином процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках, а не одномоментное событие.
Христианство на Руси до "официального принятия"
О христианстве на Руси знали до 988 года. Вообще обращение побежденных народов в христианство было обычной практикой Византии. Этим образом Византия оставляла бывшие языческие народы в своей сфере влияния и могла даже контролировать некоторые проходящие в них процессы.
В 860 г., согласно источникам, русы совершили поход на Константинополь, после чего в Киев были направлены миссионеры. Есть мнение, что тогда же были крещены Аскольд и Дир (варяги, княжившие в Киеве), бояре и часть населения. Первым правителем Руси, который принял христианство, была княгиня Ольга. Примерно в 957 году она посетила Константинополь с официальным визитом, который был описан в сочинении «Церемонии» императором Константином Багрянородным, принимавшим ее. Ольга стремилась принять крещения и добивалась от Византии признания Руси как равного христианского государства. Сын Ольги Святослав эту веру принимать не желал.
Однако есть сведения, что положительно относился к христианству Ярополк Святославович, старший сын Святослава, правивший несколько лет в Киеве, пока не был свергнут братом Владимиром.
Так или иначе, христианство на Руси было известно еще до «официального» крещения. Археологические данные свидетельствуют о том, что христианизация Руси была и раньше. Доказательством этому являются кресты-привески, свечи и подобные предметы, найденные в погребальных комплексах. Наиболее ранние из них датируются серединой X в. в узловых пунктах – городах и погостах (Киев, Тимёрево под Ярославлем, Гнёздово около Смоленска, Шестовицы у Чернигова. Кроме того были найдены византийские монеты с христианскими изображениями и нанесенными на них граффити, изображающие крест и молот Тора. Подобные монеты могли использоваться как иконы, а из дирхемов иногда вырезали кресты. Именно для раннего христианства довольно характерны крестовидные подвески из листового серебра, в частности, сделанные из дирхемов. Они были найдены в Тимерёве, Гнёздове, Киеве и т.д. Граффити же в виде крестов и молоточков могли наноситься и на бытовые предметы.
Особенностью раннехристианского периода на Руси был период особого «двоеверия». Так, в некоторых знатных погребениях в языческих некрополях X века, которые представляли собой деревянные камеры, углубленные в землю, были найдены свечи, характерные для христианского обряда.
Принятие христианства и его распространение
Решение о введении на Руси новой религии Владимир принял, по всей вероятности, под влиянием тенденций распада родоплеменных отношений и замене их территориальными, что приводило к децентрализации государства. Принятие новой веры преследовало идеологические цели и должно было привести к консолидации русских земель.
Существует две легенды, связанные с принятием христианства:
- легенда о «выборе веры»;
- «корсуньская легенда».
Легенда о «выборе веры» гласит о том, как Владимир принимал послов от государств разных конфессий и сам отправлял посольство. Христианство по византийскому обряду понравилось еще больше всего, во многом, из-за красоты богослужений. Однако в выборе религии Византии бо́льшую роль сыграли политические мотивы – стремление приблизиться к одному из самых сильных государств того периода. «Корсуньская легенда» повествует о том, что император Византии Василий попросил у Владимира военную помощь при подавлении восстания Фоки, а в обмен русский князь попросил руки сестры императора. Русское войско было прислано, восстание подавлено, а обещания своего Василий не сдержал. В ответ на это Владимир с войском начали осаду Корсуни и через некоторое время взяли ее. Князь пригрозил, что дойдет до Константинополя, и Василий уступил: прислал свою сестру Анну и христианских священников. Прямо в Корсуни, по легенде, Владимир женился и принял православие.
По возвращению домой Владимир сначала провел крещение Киева. Летописи сообщают, что он скинул всех языческих идолов в Днепр, показывая, что они ничего не стоят. Была учреждена Киевская митрополия, а первым митрополитом считается Михаил, греческого или сирийского происхождения. Ему приписывается создание Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве. Также Владимир основывает Десятинную церковь, которая находилась на главной площади, рядом с княжеским дворцом. Она была построена византийскими мастерами по христианским традициям строительства храмов. Таким образом, начинается проникновение византийских обрядов на Русь.
На многих землях христианство насаждалось силой, попутно шло и уничтожение культовых сооружений язычников. Ярое сопротивление крещению оказали в Новгороде. Туда были посланы в 990 г. епископ Иоаким, воевода Добрыня и тысяцкий Путята, которые при посредничестве новгородского посадника Воробья Стояновича крестили Новгород.
Жители Ростова и Мурома сопротивлялись христианству до XII вв., например, первые два епископа, которые были посланы в Ростов, оказались изгнанными. Интенсивную деятельность развернул третий епископ – Св. Леонтий, сделавший много для утверждения православной религии в Ростове. Окончательно Ростов был крещен только при епископе Исайе в 1070-х гг.
Мощное сопротивление христианству на Северо-Востоке Руси сделало ее неофициальным оплотом язычества, куда начали переселяться наиболее стойкие язычники. Однако представляется более вероятным, что сопротивление было в большей мере Киеву, чем христианству.
Около 1000 г. викинг-христианин Торвальд Кондрассон крестил Полоцк, получив от византийского императора Василия грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».
Епархии были основаны не только в Киеве, но и в других городах, таких как:
- Новгород;
- Чернигов;
- Переяславль Южный;
- Белгород;
- Полоцк.
Сложность понимания раннего русского христианства состоит в том, что не все источники можно правильно интерпретировать. Дело в том, что многие ранние произведения переписывались поздними летописцами, которые меняли эти тексты в угоду официального учения. Удавалось им это не всегда, поэтому в некоторых источниках можно найти следы ранних эпох и проследить, как толкования накладывались друг на друга. Языческие верования накладывали свой отпечаток на понимание христианства на Руси, которое приобретало свою специфику.