Слово «паломник» происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь. Пальмовая ветвь является важнейшим христианским символом, связанным с Евангельской историей и событиями, имевшими место в начале нашей эры, когда произошел Вход Господень в Иерусалим и когда люди встречали Иисуса Христа при въезде в град с пальмовыми ветвями в руках. Само слово «паломничество» означает путешествие к Святому месту.
Рисунок 1. Паломник. Акварель работы И. Репина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Истоками русского православного паломничества принято считать IX-X века, то есть после принятия Русью христианства.
Первой русской паломницей, согласно древним источникам, является княгиня Ольга, которая в 957 году посетила столицу Византийской империи — Константинополь.
Константинополь – главный город мира
Основными центрами паломничества были Константинополь и Святая Земля.
Рисунок 2. Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Константинополь, один из самых красивых и богатых городов того времени, был конечным пунктом путешествий многих людей. Для русских он был главным городом мира, ведь в его соборах хранились многочисленные святыни Православия. Кроме того, именно в Константинополе находилась резиденция константинопольского патриарха.
Ни в древней, ни в средневековой Руси паломничества в столицу Византии не были редкостью. Для большинства русских людей путь от Киева до Константинополя занимал два с половиной месяца.
Многие паломники записывали свои впечатления от увиденного. Со временем оставлять заметки о своих путешествиях стало традицией.
На Руси паломничества называли «хожениями» (или «хожениями»). Постепенно на основе текстов воспоминаний паломников появился соответствующий жанр древнерусской литературы. Самым известным описанием паломничества в Святую Землю является «Хождение» игумена Даниила, который оставил заметки о путешествии в Константинополь и Святую Землю.
В конце XII-начале XIII в. в Константинополь совершил путешествие новгородец Добрыня Ядрейкович (впоследствии архиепископ Новгородский Антоний). Он оставил подробное описание Константинополя. Половина рукописи под названием «Книга Паломник» посвящено описанию храма Святой Софии.
Подробное описание памятников архитектуры и скульптуры византийской столицы содержится в «анонимном хождении». Неизвестный автор подробно описал столп Юстиниана, двор Константина, ипподром, фигуры правосудов и др.
После того, как турки захватили Константинополь и установления там свое господство, связи Руси и Византии меняются. Духовной наследницей Византии стала Москва.
Русские в Иерусалиме
Еще со времен древней Руси паломники побывать в Иерусалиме у Гроба Господня в Светлое Христово Воскресение.
О паломничествах на Святую Землю известно еще со времен правления первых русских князей.
Так, согласно сведениям, содержащимся в Никоновской летописи, в 1001 году князь Владимир Красное Солнышко отправил посольство в Рим и Иерусалим.
При Ярославе Мудром, в середине XI века, в паломничество на Святую Землю отправился будущий настоятель одного из киевских монастырей Варлаам.
В 1106 г. в Иерусалим отправляется игумен Даниил. Он прожил в Палестине почти полтора года. В своем «Хождении» он подробно описал схождение Благодатного Огня в Великую Субботу. Огромное впечатление на него произвела служба Святого Огня. Именно описанием участия русских паломников в Пасхальном богослужении 1107 года он и завершает свое произведение. С тех пор посещение Иерусалима в пасхальный период стало для паломников традицией.
В то время путешествие занимало два, а то и три года, так как паломники шли пешком через басурманские, половецкие, турецкие земли. Добравшись до Святой Земли, они оставались там надолго.
Путешествие в Палестину осложнялось тем, что с VII века ее территорией владели арабы. Лишь только после того, как Святую Землю захватили крестоносцы и основали там свои государства, у русских паломников появилось больше возможностей посетить родину христианства.
После 1453 года, когда пал Константинополь, и османы захватили всю территорию Ближнего Востока, паломники из Северо-Восточной Руси лишились возможности посещать Святую Землю. Те же, кто все же решался отправиться в Иерусалим, погибали.
Русские в Бари
Бари – это город-порт на берегу Адриатического моря, покровителем города считается Николай Чудотворец.
В X-XI века Бари был столицей южной Италии. Благодаря выгодному географическому положению в то время там располагалась резиденция наместника византийского императора.
Рисунок 3. Церковь Николая Чудотворца в Бари. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1087 году барийские купцы, чтобы спасти от набегов мусульман хранившиеся в Турции мощи Николая Чудотворца, вывезли их оттуда и перенесли в Бари.
С тех пор Бари стал одним из самых почитаемых христианами центров паломничества, куда во все времени стремились попасть и россияне.
Первые русские паломники появляются здесь в XV веке. Так, в 1549 году Бари посетил монах Варлаам из Ростова Великого. А в 1698 году в Бари побывали стольник П. А. Толстой и граф Б. П. Шереметев. Кроме того, до Бари добрался и Алексей Петрович. Цесаревич побывал здесь в 1717 году.
Сложившаяся в России традиция паломничества является неотъемлемой частью духовной жизни народа.
Русские люди всегда находили возможность посетить Константинополь и Святую землю, несмотря на то, что после монгольского нашествия на Руси почти на 240 установилось иго. Не помешал развитию паломничества и османский «железный занавес».
Паломнические традиции были прерваны после революции, вследствие чего вплоть до конца 80-х гг. русские паломники были лишены возможности посещать главные христианские святыни. Ситуация улучшилась лишь после окончания «холодной войны».