Отношение к расколам
Православная церковь отождествляла себя с Единой, Соборной, Святой Апостольской Церковью Символа веры, а другие конфессии воспринимала как отпавшие от единства. Православное учение о единстве Церкви было сформулировано во времена Вселенских соборов, но раскол XI века и эпоха Реформации потребовали сформулировать отношение к католицизму и протестантизму. Наряду с убеждением в собственной сотериологической и экклезиологической исключительности в православных церквях применяется принцип снисхождения к сообществам раскольников. По вопросу о приёме католиков в Православие имелись разные мнения (через крещение, миропомазание, покаяние). Константинопольский поместный собор в 1484 году урегулировал вопрос, постановив католиков принимать через миропомазание. В 1756 году на Константинопольском соборе греческие православные церкви с целью сдерживать влияние католических миссионеров на Востоке, приняли решение о перекрещивании католиков. В Русской церкви новообращённые из числа католиков продолжали проходить таинство покаяния.
В Русской церкви подход к оценке раскольников был осторожным. В 1620 году собор принял решение о повторном крещении католиков, протестантов и униатов, переходящих в Православную церковь. А. Слесарева полагал, что решение диктовалось не богословскими, а политическими факторами (желанием дистанцироваться от влияния Речи Посполитой). На Московском соборе в 1656 году было принято решение о возврате к практике, предполагающей действительность у инославных таинства крещения. Нередко жители западных регионов Российского государства уклонялись в католицизм, но Русская церковь не провозглашала им анафему.
В ходе Раскола имели место факты преследований старообрядцев, которые не приняли церковные реформы Никона. Московский собор 1656 года предал анафеме как «еретиков» всех совершающих двумя перстами крестное знамение, а собор1667 года подверг анафеме «старые обряды». РПЦ в 1971 году отменила анафему старообрядцев[151], а в 2000 году на архиерейском соборе РПЦЗ принято покаяние перед старообрядцами. Сегодня Русская православная церковь утверждает, что церковное положение раскольников не поддаётся однозначной оценке, указывая на дифференцирование отделений и давая оценку пагубности расколов.
Типы церковных разделений в православии
В Православной церкви схизмы возникали неоднократно из-за неканоничных провозглашений автокефалии. Самыми масштабными расколами являются: раскол Византийской и Болгарской церквей (866—932), Византийской и Сербской церквей (1346—1374) из-за провозглашения автокефалии без согласования с Константинополем, схизма Константинопольской церкви и церкви Греческого королевства (1833—1850), разрыв Болгарской церкви с Константинополем (1872—1945)[159], раскол, связанный с самовольным провозглашением Македонской церковью автокефалии от Сербской православной церкви (1967 году), прекращение евхаристического общения Константинопольского патриархата и Русской православной церкви (с 2018 года) из-за предоставления Православной церкви Украины автокефалии.
В православных церквях неоднократно возникали церковные расколы по политическим причинам. Примерами схизм по причинам отношения к государству являются арсенитский раскол (1261—1310) в Византии, обновленческий раскол (1922 - 1940-е годы) в РПЦ, противостояние патриарха Максима Болгарского и неканоничного синода. По политическим причинам Американско-Канадская епархия отделилась от Сербской православной церкви (1963—1992). Примерами расколов, вызванных вмешательством политических сил в дела церкви или инициированных государством, стал григорианский раскол в РПЦ и создание режимом усташей неканоничной Хорватской православной церкви (1942—1945). Опасность для единства церквей представляют различные церковные реформы. В этих случаях раскольничьи группы обычно радикальны и бескомпромиссны, а поиски компромисса для преодоления схизмы не имеют успеха. Примерами расколов по причине несогласия с реформированием традиции являются: старообрядческий раскол (с XVII века), старостильные расколы Поместных православных церквей Греции и Румынии в XX веке. Некоторые схизмы связаны с деятельностью иерархов. Бывшие священнослужители РПЦ Диомид (Дзюбан) и Валентин (Русанцов) были запрещены в служении, но основали раскольнические структуры. В Русской православной церкви получили распространение «истинно-православные» группы, в которых псевдоправославные идеи, выдвигаются как подлинное православное вероучение. К данным взглядам относятся учение о царе-искупителе, эсхатологические идеи, отрицание ИНН и паспортов, осуждение «ереси экуменизма».
Преодоление раскола
Сегодня главным инструментом преодоления церковных расколов стал диалог. В 1999 году в РПЦ создана структура для диалога со старообрядцами. Консервативное крыло старообрядческой церкви настороженно относится к диалогам с РПЦ, что создает угрозу раскола внутри старообрядцев. Перспективы преодоления раскола остаются неясными. Примером преодоления раскола в ходе диалога являются переговоры между Московской патриархией и Зарубежной церковью, завершившие раскол. При преодолении расколов в процесс может вмешиваться государство, преследуя последователей раскольнических структур или последователей канонических юрисдикций. В 2004 году в Македонии полиция арестовала бывшего митрополита МПЦ Иоанна (Вранишковского), откликнувшегося на призыв сербского патриарха Павла, вернуться в Сербскую православную церковь.
В соответствии с правилами Православной церкви воссоединение происходит через покаяние (по третьему чину). При условии утраты раскольниками преемства рукоположений, над ними проводится дополнительное таинство миропомазания. Этот принцип применяется к старообрядцам, присоединяющимся к Русской православной церкви. Несмотря на распространённость установившейся практики, история Православной церкви знает более строгие оценки схизматиков и иной чиноприём.