Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Отмена крепостного права в России

Все предметы / История России / Отмена крепостного права в России
Определение 1

Крестьянская реформа 1861 года — это первая и наиболее значимая из Великих реформ Александра II, упразднившая в России крепостное право.

Общество перед реформой 1861 года

Результаты Крымской войны показали отсталость Российской империи от европейских стран почти во всех аспектах социально-политического устройства и экономики государства. Передовые люди эпохи не могли не видеть недостатки в устаревшей системе самодержавного правления. Русское общество 1850-е годы было неоднородным.

Дворянство дробилось на малоимущих, средних и богатых. Их отношение к проведению реформ не могло быть однозначным. Почти 90% дворян не обладали крепостными. Как правило, такие дворяне, занимая государственные должности, зависели от государства. Дворяне, имевшие крупные земельные площади и много крепостных, были настроены против проведения крестьянской реформы.

Жизнь крепостных была сравнима с жизнью рабов, так как у этого социального сословия гражданские права отсутствовали. Однако крепостные крестьяне также не составляли однородную массу. В центральной России в основном были оброчные крестьяне. Они не потеряли связь с общиной и продолжали нести повинности помещику, нанимаясь на фабрики в городах. В южной части Российской империи большинство крестьян были барщинными. Они работали на помещичьей земле и платили барщину.

Предпосылки для отмены крепостного права

В середине XIX века в России в условиях процветания крепостного права проходило становление капиталистического уклада. Эти два несовместимых процессами постоянно сталкивались в конфликте.

Для отмены крепостного права имелись все предпосылки:

  • Усложнение производства с ростом промышленности. При этом применение крепостного труда сделалось невозможным, так как крепостные крестьяне зачастую специально ломали станки;
  • На фабриках требовались постоянные рабочие, имевшие высокую квалификацию. Это было невозможно в условиях крепостного строя;
  • Ход и результаты Крымской войны вскрыли острые противоречия российского самодержавия. Она показала отсталость государства от западноевропейских стран.

Готовые работы на аналогичную тему

В сложившихся обстоятельствах Александр II не собирался самолично принимать решение о проведении Крестьянской реформы, ведь в крупнейших европейских государствах реформы всегда разрабатывались в специально комитетах. Русский император пошел по такому же пути.

Подготовка и начало реформы 1861 года

Подготовка крестьянской реформы поначалу велась втайне от населения России. Всё руководство по составлению проекта реформы было сосредоточено в образованном в 1857 году Секретном комитете. Однако в этой организации дела не шли дальше обсуждения программы реформы, ее члены просто игнорировали призывы царя.

20 ноября 1857 года был составлен утверждённый царём рескрипт. Согласно ему от каждой губернии избирались выборные дворянские комитеты, которые были должны явиться ко двору для согласования проекта реформы. Негласный комитет стал Главным комитетом, а проект реформы начал готовиться открыто.

Главным вопросом при подготовке Крестьянской реформы было обсуждение, каким образом освобождать крестьян от крепостной зависимости – с землёй или нет. Состоявшие из безземельных дворян и промышленников либералы, хотели освободить крестьян с выделением им наделов земли. Группа состоявших из зажиточных помещиков крепостников была категорически против наделения крестьян земельными наделами. В конце концов был найден компромисс между либералами и крепостниками. Они приняли решение освободить крестьян с минимальными земельными наделами за большой денежный выкуп. Промышленников устраивало такое “освобождение”, так как оно снабдило бы их постоянными рабочими руками. Крепостников такие условия крестьянской реформы снабжали и капиталом, и рабочими руками.

Говоря об отмене крепостного права 1861 году, следует выделить три основных условия, намеченных Александром II наметил выполнить:

  • полная ликвидация крепостного права и полное освобождение крестьян;
  • все крестьяне наделялись земельными наделами, при этом им определялись размеры выкупа;
  • крестьянин мог покинуть место жительства только с разрешения образованного вместо сельской общины сельского общества.

Для решения важнейших вопросов и выполнения обязательств по несению повинностей и уплате выкупа крестьяне помещичьих имений объединялись в сельские общества. С целью контроля над взаимоотношениями помещика и сельских обществ Сенат назначал мировых посредников. Нюанс состоял в том, что мировые посредники назначались из числа местных дворян, которые при решении всех спорных вопросов естественно были на стороне помещиков.

Определение 2

Мировой посредник — это должность в Российской империи, введенная в 1859 году для улаживания поземельных отношений между крестьянами и помещиками, а также осуществления надзора за крестьянскими учреждениями.

Результат реформы 1861 года

Крестьянская реформа имела ряд недостатков:

  • помещики могли переносить места своих усадьб, где им заблагорассудиться;
  • помещики могли обменивать крестьянские наделы на свои земли до полного выкупа;
  • крестьяне до выкупа надела не являлись полновластными хозяевами.

Появление сельских обществ породило круговую поруку. Они проводили сходы, на которых исполнение повинностей перед помещиками возлагалось на всех крестьян поровну, при этом каждый крестьянин отвечал за другого. На сельских сходах разрешались вопросы о крестьянских проступках, проблемы выкупа и т.д. Решения крестьянского схода вступали в силу, если принимались простым большинством голосов.

Определение 3

Сельский сход — это орган крестьянского самоуправления, созданный во 2-й половине XIX века.

Основную часть выкупа крестьян взяло на себя правительство. В 1861 году было организовано Главное Выкупное учреждение.

Главные положения крестьянской реформы проводились в жизнь не сразу. Процесс отмены крепостного права растянулся на несколько десятилетий.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис