Хронологические рамки Нового времени
Хронологические рамки перехода России к эпохе Нового времени имеют дискуссионный характер. В историографии в связи с этим называют и XVII, и XVIII, и XIX века. Необходимо вспомнить, отличия Нового времени от Средневековья.
В экономике Западной Европы переход был связан с ростом городов, развитием капитализма, началом Великих географический открытий и колонизацией новых территорий.
В общественной жизни переход был связан с зарождением идей гражданского общества и правового государства, усложнением социальной структуры.
В духовно-нравственной сфере Новое время ознаменовалось эпохой Возрождения, Реформацией и формированием новой этики.
Все эти перемены коснулись и России, однако они были сдвинуты во времени и имели черты своеобразия.
В XVII веке в России наметились тенденции и сложились большинство предпосылок для перехода к Новому времени. В отдельных областях переход начался, но в целом он произошел в XVIII веке.
Изменения в экономической сфере
В экономике России 1620-1630-е годы были временем восстановления после Смуты. Дальнейший период был связан с новыми явлениями в развитии экономики:
- формирование центра производства товарного хлеба в Среднем Поволжье и Черноземье;
- народная колонизация просторов Сибири;
- формирование ремесленного мелкотоварного производства (первыми эти черты приобрели северное солеварение и железоделательное производство в тульско-каширском районе);
- хозяйственная специализация районов страны;
- появление первых мануфактур – предприятий, основанных на разделении труда;
- формирование тесных связей между районами (всероссийский рынок).
Развитие сословной структуры общества
В социальной сфере происходило усложнение общественной структуры; также окончательно оформилось крепостное право.
Наряду с боярством сильные позиции в экономике и властных структурах занимало дворянство. Кроме титулованных дворян, к ним относились «древние» дворяне (сохранявшие дворянство с эпохи Ивана IV), пожалованные царем, приобретшие дворянство гражданской и военной службой (в петровское время) и перешедшие в российское подданство. Огромное значение имело стирание в 1714 году различий между боярской вотчиной и дворянским поместьем. При Петре I боярство и дворянство слились в единое сословие. В качестве свободного сословия дворянство окончательно оформилось во второй половине XVIII века. К тому времени оно приобрело все признаки сословия:
- права закреплялись в законе;
- права были безусловными и наследственными;
- сложилась сословная организация в виде губернских и уездных дворянских собраний;
- сложился сословный менталитет;
- имелись внешние признаки принадлежности к сословию.
Вторым свободным сословием стало духовенство. Значительно возросла его численность. В конце XVII века белого и черного духовенства насчитывалось 40 тысяч человек, а к концу Петровского правления его численность достигла 140 тысяч, а к концу XVIII века – 216 тысяч.
Третьим сословием было городское. Его представителей в течение XVII-XIX веков называли по-разному: купцы, посадские люди, городские обыватели, граждане. В отличие от крестьян все категории горожан были свободны, но имели разный уровень прав. К середине XVII века горожане приобрели основные признаки сословия: они передавали статус по наследству, имели корпоративную организацию (городскую общину), участвовали в представительном учреждении, сложился сословный менталитет. Под давлением посадского населения в Соборном уложении 1649 года закреплялись права и обязанности сословия. В XVIII веке процесс формирования городского сословия завершился. Его статус закрепила Жалованная грамота городам 1785 года.
Городское сословие выросло с 297 тысяч лиц мужского пола в начале XVIII века до 5 млн 276 тысяч в конце XIX века. Городское сословие было сложным по составу. На его вершине стояли купцы 1-й гильдии, за ними следовали купцы 2-й гильдии, затем купцы 3-й гильдии. Основную массу сословия составляли мещане (в течение XVIII-XIX веков их удельный вес вырос до 91 %.). За ними следовали цеховые ремесленники.
В период 1860-70-х годов под воздействием реформ усилился распад единого городского сословия. Судебная реформа 1864 года упразднила сословные суды и заменила их всесословным. Городовое положение 1870 года превратило городское самоуправление во всесословное. Военная реформа заменила рекрутскую повинность всесословной воинской обязанностью. Отмена для мещан подушной подати и круговой поруки разрушила городскую общину.
Городское сословие в России существовало недолгое время – меньше века. Оно не унаследовало достаточных традиций и опыта поколений. В результате процесс формирования буржуазии шел медленно и трудно, а буржуазия оказалась слабой и нерешительной.
Крестьянство не стало полноправным сословием. Статус его различных частей был неоднородным. Оно подразделялось на разряды:
- государственные крестьяне (до 1866 года);
- помещичьи крестьяне (до 1861 года);
- дворцовые крестьяне (до 1863 года);
- церковные крестьяне (до 1764 года);
- экономические крестьяне (в 1764-1811 годах);
- посессионные крестьяне (до 1861 года).
Крестьянство в течение XVII-XIX веков приобрело важные сословные признаки:
- статус был наследственным; объединение в самоуправляющиеся сельские корпорации;
- сформировался устойчивый менталитет;
- внешние признаки.
Но крестьянство не обрело других важных черт:
- обладало самым минимумом прав;
- не имело сословных привилегий;
- права и обязанности зафиксированы в законодательстве только в 1832 году;
- большая часть не участвовала в работе представительных органов.
Затянувшийся и проходивший с опозданием процесс формирования сословной структуры привел к тому, что он был завершен не во всех проявлениях. В пореформенный период в рамках сословий происходило сближение разных внутрисословных групп. Это свидетельствует о начале перехода к классовому обществу под влиянием Великих реформ, что отражало вектор развития западноевропейского общества. К 1917 году все сословия утратили специфические права и превратились в классы.