Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 гг.
Период с 1725 по 1762 год является временем борьбы между дворянскими группами за право управления империй и представляет собой эпоху дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты стали следствием того, что в 1722 г. Петр I своим указом отменил старый порядок престолонаследия, не успев назначить наследника. В результате развернулась острая борьба за власть между новой чиновной знатью во главе с А. Д Меньшиковым и старой родовой знатью, которую представляли Голицыны и Долгоруковы.
С помощью гвардии А.Д. Меньшиков в 1725 г возвел на престол Екатерину I – вдову царя, и сам фактически стал управлять страной. Преемники Петра, не имея смелости единоличного принятия решений в области внутренней политики, создали учреждения, помогающие в этом вопросе.
При Екатерине был создан Тайный Верховный Совет, оказывающий влияние на государственные дела. При Анне Иоанновне учредили кабинет министров, контролировавший сферы общественной жизни и Канцелярию тайных дел, занимавшуюся расследованием политических преступлений.
Это было время укрепления дворянских позиций, поддерживавших дворцовые перевороты. Укрепление дворянства вело к ужесточению политики относительно крепостных крестьян. Помещики могли увеличить налоги, отправить своих крестьян на каторгу.
Для работы на мануфактурах не хватало свободной рабочей силы, поэтому они практически перестали существовать. Таким образом, преемники Петра проводили абсолютно безрезультатную политику, которая фактически перечеркнула всю реформаторскую деятельность Императора.
Что касается внешней политики, то преемники Петра сохраняли видимость её продолжения и даже делали попытки расширения территории государства. Например, по инициативе Анны Иоанновны началась русско-турецкая война, принесшая огромные человеческие жертвы и материальные потери. Однако Россия не получила выхода в Черное море, не получила права создания флота на Азове.
Швеция, желая взять реванш за свое прошлое поражение, осенью 1741 г объявила войну Российской Империи, с целью вернуть прибалтийские земли. Шведы рассчитывали на быструю победу, потому что регент при императоре, Анна Леопольдовна, впечатления мудрого стратега не производила. Однако после начала военных действий через пару месяцев к власти пришла Елизавета Петровна, сумевшая сохранить территориальную целостность страны.
Внутреннюю и внешнюю политику при Елизавете стал определять, выдвинутый на первое место, П.И. Шувалов. Елизавета вернула Сенат, ставший основным законодательным органом России.
Ещё при жизни Петра неотложного решения требовал Кавказский вопрос, однако преемники Императора пустили ситуацию на самотек. Постепенное решение этого вопроса растянулось на целое столетие и то с приходом к власти Екатерины.
Екатерина, привлекая дворян на свою сторону, шла на многочисленные уступки, увеличивая дворянские привилегии. При Петре III дворянские привилегии были расширены и закреплены в «Манифесте о вольности дворянской». Манифест был издан 18 февраля 1762 г и в соответствии с ним дворяне освобождались от гражданской или военной службы.
Государственный строй России в период дворцовых переворотов
Вопросами внутренней и внешней политики в начале 1726 г занимался Верховный тайный совет, рассматривавший жалобы на действия Сената, подбиравший кандидатуры сенаторов и др.
В середине 1726 г он получает законодательные полномочия. Издаваемые законы подписывала сама императрица Екатерина I или Верховный тайный совет. Сенат же превратился в одну из коллегий.
Как орган управления в 1730 г Верховный тайный совет был ликвидирован. В 1731 г место Верховного тайного совета занимает Кабинет министров, который при императрице Анне Иоанновне, выполняет совещательные функции, а в 1735 г получает законодательные полномочия.
В 1741 г как высший орган государственной власти Кабинет министров упраздняется. Вопросы государственного управления решает другой центральный орган, созданный на месте Кабинета министров – Кабинет Её Величества императрицы Елизаветы Петровны.
Высший совещательный орган при императоре за всё время своего существования в области государственного управления сохранял широкие полномочия в сфере законотворчества, налогообложения, внешней политики, назначения на должности и др. При Петре III этот высший совещательный орган назывался Императорским советом, при Екатерине II – это был Совет при высочайшем дворе и др.
После смерти Петра I положение Сената как высшего органа управления снижается и вновь усиливается только в 1744 г.
Сенат имел 4-е департамента – Духовный, Финансовый, Торгово-промышленный и Судебный. Сенат руководил деятельностью центральных органов управления, а при Иване Антоновиче и Анне Леопольдовне значение Сената как органа снова снижается. Над Сенатом усиливается контроль Кабинета министров.
Елизавета Петровна вновь поднимает значение Сената и наделяет его законодательными и судебными полномочиями. Положение Сената пересматривается в период царствования Екатерины II.
Он становится высшим административно-судебным органом в 1763 г и включает 6 департаментов:
- государственные финансы и секретное делопроизводство;
- судебные дела;
- дела провинций;
- военные дела;
- местная администрация;
- местные суды.
Окончательно высшей судебной инстанцией Сенат становится в 1801 г.
Развивается и укрепляется система местного и губернского управления, созданная ещё при Петре I.
В системе государственного аппарата в начале XVIII века появилась полиция, к компетенции которой относились вопросы охраны порядка, борьбы с преступностью, поимке беглых, городского благоустройства, контроля над ценами и др.
Налоговые и штрафные взыскания осуществляли Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.
Социальная, экономическая, культурно-образовательная политика в период дворцовых переворотов
Система власти со времен Петра I практически оставалась неизменной, несмотря на изменения в государственной структуре.
Основным направлением социальной политики являлись решения в пользу дворян, которые с петровских времен были господствующим сословием в России. Их положение становилось более крепким в эпоху дворцовых переворотов.
Шляхетский корпус, созданный при Анне Иоанновне, давал возможность дворянам после его окончания идти офицерами в действующую армию.
По указу императрицы дворяне служили 25 лет, но закон можно было обойти, так как сыновья дворян записывались на службу с малолетнего возраста.
Дворянское сословие получало много материальных благ в виде земли и крестьянских душ, в результате права дворян росли, а крестьяне как социальный слой становились бесправными и закрепощенными.
По указам Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны имущественные и личные неимущественные права крестьян переходили к дворянам.
В 1735 г в Российской Империи в служилое сословие превратилось казачество, которое должно было нести обязательную воинскую повинность в пользу государства российского.
В период дворцовых переворотов в Российской Империи существует два типа мануфактур – на государственных мануфактурах работают приписные крестьяне, на втором типе – это частные мануфактуры работают посессионные крестьяне.
Выгодные изменения для дворянского и купеческого сословий произошли в торговой сфере – в 1730 г был принят новый Торговый устав, противоположный прошлому.
В основе старого Торгового устава лежала политика протекционизма. По новому уставу пошлины на заграничные товары, которые в основном покупали дворяне и купцы, снижались или отменялись совсем.
В финансовой области создаются два банка – Дворянский и Купеческий, основная функция которых заключалась в оказании помощи дворянам и купцам для развития торговли и экономической деятельности.
В области культурно-образовательной политики в этот период свершилось одно существенное достижение – открытие в 1755 г первого Университета в Москве. Это было время Елизаветы Петровны.
Основателями Университета были великий русский ученый М.В. Ломоносов и фаворит Елизаветы Петровны – государственный деятель П.И. Шувалов.