Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общественные движения в России при Николае I

В эпоху правления Николая I в России получили развитие три направления общественного движения:

  • консервативное,
  • либеральное,
  • радикальное.

Каждое из этих направлений имело свои черты, отражавшие особенности той эпохи.

Консерватизм

Главной целью внутренней политики Николая I было укрепление самодержавия. Для этого нужно было предпринять меры, направленные на сдерживание либеральных идей, получивших развитие в Европе.

Император Николай I, худ. Франц Крюгер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Император Николай I, худ. Франц Крюгер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Император понимал, что действующий в России строй должен быть основан не только на принуждении, важно, чтобы он был принят обществом.

Разработать государственную идеологию было поручено министру просвещения графу С. С. Уварову, который также являлся президентом Императорской Академии наук.

Идеология Уварова вошла в историю как теория официальной народности.

В ее основе лежали три принципа – самодержавие, православие, народность.

Самодержавие предполагало такую форму государственного устройства, при которой правитель имел неограниченную власть. Православие понималось как некий духовный стержень, форма нравственности, являющаяся основой всего общества. Народность служила оправданием существующего социального устройства. Она рассматривала крепостное право не как что-то подобное рабству, а как исторически сложившуюся форму социального устройства, во главе которого стоит император (отец), а народ (его дети) находятся под его опекой.

Теория официальной народности находила поддержку, как среди государственных чиновников, так и среди ученых.

«Общественные движения в России при Николае I» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Идеи консерватизма пропагандировались в печатных изданиях, например, в «Северной Пчеле», журналах «Сыны Отечества» и «Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, новостей и мод».

Либерализм

В 30-40-е гг. XIX века получило распространение течение, противоположное консерватизму – либерализм. Его приверженцы были разделены на два лагеря – западники и славянофилы. Идеологами первого направления были юристы и философы, среди них В. Боткин, П. Анненков, К. Кавелин. Лидерами славянофилов были И. и К. Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин и др. Либералы хотели, чтобы Россия была на уровне европейских стран. Они выступали за отмену крепостного права, выделение крестьянам земельных наделов, утверждение конституционной монархии, свободы слова и дарование населению гражданских прав и свобод.

Западники и славянофилы хотели, чтобы власти самостоятельно провели необходимые преобразования.

Стоит сказать и об отличиях данных направлений. Так, для славянофилов большое значение имела самобытность русского народа, поэтому они считали, что идеальной формой правления для России являются допетровские устои, например, когда царь узнавал о воле народе через Земские соборы. Славянофилы не были сторонниками европейских идей.

Западники же считали, что Россия отстает от Европы, поэтому должна перенять опыт ведущих европейских государств. Для этого важно ввести в стране всеобщее образование.

Однако существовали и те, кто подобно декабристам, считал, что единственный способ покончить с самодержавием — это революция.

Радикальные движения

Были в России и те, кто считал, что единственный способ покончить с самодержавием – это революция.

Николай I считал, что в России, в отличии от Европы, не распространены революционные идеи. Но, зная о революционных событиях в европейских странах, он решил сделать все, чтобы в Российской империи об этом не было известно. Однако на самом деле в российском обществе через тайные собрания единомышленников или политические и революционные кружки уже стали распространяться революционные идеи.

Таковым был кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Они были знакомы с сочинениями французских публицистов и философов, сторонников утопического социализма, разделявших идеи о всеобщем равенстве. Позднее идеи утопического социализма легли в основу теории русского социализма, разработанную Герценом в эмиграции.

Работы западноевропейских философов изучали и члены кружка Н. В. Станкевича. В него входили В. Г Белинский, М. А Бакунин. Они были убеждены, что перемены в России возможны лишь через просвещение народа.

В 40-е гг. XIX века в Петербурге работать кружок М. В. Петрашевского. В него входили Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Спешнев. Члены кружка Петрашевского разделяли идею о том, что преобразования в стране возможны только через революцию, движущей силой которой должны стать крестьяне, проживавшие на территории Сибири, Урала и Дона. Но в апреле 1849 года кружок Петрашевского был разоблачен. 120 человек было привлечено к следствию. Их деятельность квалифицировали как «заговор идей». 21 человека приговорили к смертной казни, которую потом решили заменить на каторжные работы.

Дата последнего обновления статьи: 11.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot