Общественно-политический строй Киевской Руси – это организация и институты общественно-политических отношений в Киевской Руси (IX-XII вв.).
Для начала стоит разобрать структуру города на Руси. Города появляются в VIII-IX вв. и являют собой центры племен и союзов племен, в первую очередь, выполнявшие функции сосредоточения и распределения доходов и продуктов.
Кроме этого, города несли в себе функции:
- экономические (были центрами торговли и ремесла);
- религиозные (там находились религиозные святыни и места);
- политические;
- оборонительные.
В основе социального устройства городов была община; древнейшие же города появились в результате слияния нескольких общинных поселений – синойкизма.
Структура общественного устройства
В IX-X вв. общество было на пике развития родоплеменного строя, а городская община, соответственно, была родовой. В конце X – начале XI вв. родовые отношения заменяются территориальными, и община переорганизовывается на территориальных началах. Переход к этому новшеству не происходил гладко: переносились старые города, старая родоплеменная знать («старцы градские») уничтожалась. Таким образом, система городской общины, основанной на территориальных связях накладывалась на старую, основанную на родоплеменной системе. В то же время развивалась городская округа, которая позже войдет в состав городов-государств.
В XI-XII вв. ядро города-государства представлял собой старейший город, в котором прежде было сосредоточение крупного племени или союза племен. В подчинении старейших городов находились пригороды (об их зависимости говорит даже их этимология – «пригород»). Допустимо, что зависимость пригородов от городов появилась вследствие колонизации, осваивания окраинных земель старейшего города, бывшего метрополией в своем роде.
В старейшей городской общине основным органом самоуправления было народное собрание всех свободных жителей города – вече. Решения веча распространялись и на жителей пригородов. В вече участвовали и горожане, и сельских люд из окрестных местностей, и представители пригородов. Функции веча были обширными:
- политические (решения о курсе проводимой политике, приглашение или изгнание князей, обсуждение решений князя и его совета и т.д.);
- экономические (решения о распределении товаров, вопросы экспорта импорта);
- религиозные;
- социальные;
- военные (вопросы войны и мира).
Вече было достаточно мощной политической силой, имеющей вес в управлении городом-государством. Городское и сельское население принимало активное участие в приглашении князей на правление либо в принятии решения о его смещении.
Однако не всегда община и князья противостояли друг другу. По сути, вече представляло собой законодательную власть, а князь – исполнительную и судебную. Институт княжества был важным и необходимым элементом социально-политической структуры городов-государств Древней Руси, о чем может косвенно свидетельствовать тщательность и тревога, с которыми летописцы описывали периоды безкняжья. В свою очередь, князья, пытаясь наладить отношения с общиной и установить более тесный контакт с ней, нередко организовывали общественные пиры и раздачи, что, несомненно, способствовало росту их популярности.
Князь находился в главном городе своего княжества. Его опорой была дружина – «элитное» воинское подразделение, верхний слой которого составляли бояре (в целом дружина делилась на старшую и младшую). Бояре были и служилыми людьми при князе, и занимали высокие посты в администрации городской общины и получали волости в кормление. Таким образом, они представляли два элемента власти.
В этой системе заняла место и церковь. В стиле демократической политической жизни Киевской Руси были соборы, представлявшие собой собрания священников городских церквей, и клиросы – коллективные органы управления при соборах, в которые вполне могли входить горожане. Городские общины зачастую распоряжались землей соборных церквей, представляя ее общинным земельным фондом. В Киевской Руси институт церкви был еще подконтролен городским и сельским общинам не только в низших, но и в верхних звеньях, ибо на вече избирались не только рядовые церковники, но и высшие церковные иерархи.
Базу вооруженных сил у каждой волости составляла не дружина, а вои – волостное ополчение, в которое входил все свободные жители города, пригородов и сельской местности.
Все представители свободного населения были поголовно вооружены и в своей совокупности формировали тысячу, которая делались на сотни – более мелкие административно-территориальные единицы.
Административно-территориальная структура
Главный город не мог существовать без «области», «волости» и т.д., то есть пригородов и сел. Волость и город составляли одно территориальное целое, названное по главному городу – Киевская волость, Черниговская волость, Новгородская волость, Смоленская волость и пр. Государственными границы этих волостей, городов-государств были «сумежья», «межи», «рубежи». Волости, будучи независимыми государственными единицами, налаживали контакты друг с другом путем отправления посольств. Суверенность городов-государств позволяла им отправлять послов и в зарубежные государства.
Город был сильно связан с волостью в военно-политическом, экономическом, культурном и религиозных сферах. Однако отношения между ними не всегда были хорошими: известны конфликты, возникавшие между старшими городами и пригородами; также можно заметить тенденцию последних к независимости. В случае отделения пригородов от городов (что происходило нередко) происходило дробление городов-государств на более мелкие.
Этому процессу отчасти способствовала сама социально-политическая система общества Древней Руси, для которой была присуща прямая демократия – непосредственное участие народа в деятельности народных собраний – высшего органа власти города-государства. Конфликты между административно-территориальными единицами, зародившимися еще тогда, когда они вместе составляли единый город государство, легко могли вспыхивать вновь, когда прежний город-государство разложился на более маленькие части. Это приводило к тому, что эти княжества вели войну друг с другом (период политической раздробленности), что весьма ослабило Русь перед масштабным монгольским нашествием в XIII в.