Теория вопроса
Консерватизм – это направление в политике, которое стремится сохранить существующий государственный и общественный порядок. Консерватизм борется с демократическими силами и реформами, любыми изменениями в обществе.
В России консерватизм опирался на непоколебимость самодержавия и крепостного права. Граф С. С. Уваров, министр просвещения создал теорию официальной народности, дабы идеологически обосновать самодержавие. Эта теория состояла из трех принципов:
- самодержавие
- православие
- народность
Она содержала идеи о добровольном единстве государя и народа, о бесклассовости общества, где самодержавие рассматривалось как единственно возможная форма правления, крепостное право как исключительное благо, а православие как глубокая религиозность русского народа. В итоге, Россия не нуждается ни в каких коренных социальных переменах, но ей необходимо самодержавие и крепостное право. Эта теория широко пропагандировалась и внедрялась в систему образования. В радикально настроенной части общества и среди либералов теория вызвала резкую критику. Но достойной замены так и не было создано.
К. П. Победоносцев ($1827 - 1907$)
К.П. Победоносцев был Обер-прокурором Святейшего Синода (с $1880$ по $1905$ гг.), государственным деятелем, учителем и воспитателем Александра III и Николая II. Победоносцев был виднейшим консерватором своего времени. По своему происхождению он не принадлежал к высшему сословию, но бескорыстно служил императору и России.
Победоносцев не терпел бюрократию и чиновничество, т. к. считал, что бессмысленный аппарат не может достойно служить стране и народу. Основой экономики в России он считал сельское хозяйство.
После смерти Александра II Победоносцев обратился к новому императору с письмом, в котором говорилось о том, что необходимо разогнать либералов при дворе, и прежде всего министра внутренних дел Лорис-Меликова. Александр III полностью ему доверял, при этом Победоносцев вполне открыто объявлял о своих взглядах и публично выступал с речами.
Идеалом Победоносцева является самодержавная монархия, и России, как он пишет о своих консервативных идеях, необходимо именно самодержавие из-за многонационального и многоконфессионального населения страны, и император в таком случае, должен быть православным самодержцем для всех народов, не зависимо от их национальности, веры и достатка.
Народ в свою очередь должен служить царю – а значит Отечеству, а правительство и церковь должны проявлять заботу о народе, помогать ему, не допускать духа сомнений и вольномыслия. И поэтому Победоносцев предлагал увеличить численность церковно-приходских школ, дабы не просто обучать там крестьянских детей, а воспитывать их в православном, и значит самодержавном духе. Свою главную задачу он видел в том, чтобы не допустить больших перемен в России.
М. Н. Катков ($1817 – 1887$)
Катков часто критиковал и Победоносцева, и многих других официальных лиц за недостаточную разработку мер по возвращению самодержавия в России. Он был известным переводчиком, в начале своей деятельности ему были близки взгляды Белинского, Герцена.
Потом он начинает преподавать философию в Московском университете, затем становится редактором «Московских ведомостей» и «Русского вестника». В этих изданиях он говорит, о необходимости освобождения крестьян с землей, о суде присяжных.
Он был сторонником реформ, но реформ постепенных, при сохранении самодержавия. Он требовал жестокого подавления польского восстания $1863-1864$ гг., заработав репутацию первого патриотического журналиста, который отстаивает российскую монархию.
Его идеи перекликались с идеями Победоносцева о том, что царизм – воплощение единства власти и народа, самодержавие – главная форма государственности, неотъемлемая часть русского народа и его жизни.
Другой, как считал Катков важнейшей темой, было восстановление привилегий дворянства, предположительно являющимся социальной опорой для местного самоуправления. Поскольку только благополучие дворянства может дать силу самодержавию.