Киевская Русь – средневековое государство, именуемое также Древнерусским государством или Древней Русью, существовавшее в Восточной Европе в период правления династии Рюриковичей.
Военные и политические события того времени порождали нужду в грамотных людях для составления различных документов и писаний, учета государственных доходов, а также сбора податей. Ввиду этого, Киевская Русь развивалась в сфере образования.
Школы Древней Руси
При князе Владимире христианство византийского обряда выступало в роли государственной идеологии. В связи с этим в церквях и монастырях собирали и обучали детей грамоте.
Таким образом, введение христианства способствовало образованию первых школ на Руси. Именно с крещением Руси связано первое официальное свидетельство о появлении школ.
В подготовке квалифицированных грамотных воспитанников был заинтересован как сам князь, так и церковь, ведь стране нужны были грамотные деятели внутренней и внешней политики, а также идеологи новой религии.
Дело своего отца продолжил князь Ярослав Мудрый, который и сам был весьма образованным человеком. Он потратил много сил и средств на развитие образовательной системы в стране.
К 11 веку, характеризующемуся расцветом Киевской Руси, в государстве существовали следующие виды школ:
- школы «книжного учения»,
- монастырские школы,
- школы грамоты,
- кормильство,
- женские школы.
Школы книжного учения считались школами улучшенного типа. Они подготавливали профессионалов в области управления государством, а также в сфере культуры и церковной жизни. Отличительной чертой этого типа учреждений являлось обучение с помощью книг и текстов.
Монастырские школы создавались для монахов, так как Студитский устав обязывал их обучаться грамоте. В некоторых монастырях существовали школы повышенного типа, самым известным представителем которых являлся Киево-Печерский монастырь.
В школах грамоты учились дети представителей высших чинов, для бедного населения они были недоступны. Воспитанники изучали письмо, чтение, счет и хоровое пение. Стоит отметить, что подобные школы имели место на существование лишь в городах, так как в селах не обучали грамотности.
Кормильство представляло собой форму домашнего обучения феодальной знати. Для этого нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка военному делу, грамоте и иностранным языкам. Предполагалось изучение детьми около пяти языков.
Женские же школы были доступны для женщин, нуждавшихся и желающих обучиться письму и чтению. Одна из самых известных школ была открыта сестрой Владимира Мономаха в Киеве, затем школы распространились и на другие города.
Возникновение первых школ
Правление князей Владимира и Ярослава Мудрого характеризуется возникновением начального этапа развития образования на Руси.
Согласно Повести временных лет, первая школа была создана в 988 году при постройке храма святого Василия. Тогда же были возведены и другие церкви, а в них учреждены образовательные школы.
Учителями выступали так называемые «книжники», использующие в процессе своей работы опыт византийских и болгарских школ.
Одной из известнейших школ того времени была школа высшего класса. Ярослав Мудрый открыл ее в Новгороде в 1030 году для обучения детей священников и старост. Целью предлагаемого образования являлась интеграция управленческого аппарата и церкви в целях борьбы с традициями языческой религии.
Таким образом, образовательная программа Владимира и Ярослава усилила христианизацию Древней Руси и споспособствовала в обретении ею статуса национальной религии.
Монастырское образование при князе Всеволоде
Всеволод, будучи сыном князя Ярослава Мудрого, и сам бывал в новгородской школе отца, интересовался образованием, в связи с чем, являлся грамотным человеком.
Князь продолжил развитие образовательной сферы в государстве. Школы создавались при монастырях, преподавало в них духовенство.
Помимо чтения, письма и богословия, в монастырях преподавали также грамматику, философию и риторику. Обучение велось на родном языке.
Стоит отметить, что монастырское образование поддерживал еще Феодосий Печерский – православный монах, один из основателей Киевско-Печерской лавры.
Школы в других регионах Руси
Средневековое образование Киевской Руси принято рассматривать, опираясь на Киев и Новгород. Однако и в других городах процветало обучение грамоте.
Так, в 1143 году в Полоцке было основано женское монастырское училище. Место известно тем, что здесь родился Авраамий Смоленский – русский православный святой, преподобный.
Училища были возведены также во Владимире, в Нижнем Новгороде и других городах.
На сегодняшний день невозможно определить точное количество существовавших школ и их географическое положение.
Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву
В 1551 году царем Иваном Грозным был собран собор для составления Сборника «Стоглава».
В одной из глав рассматривался вопрос о школах грамоты.
Так, было принято решение о необходимости борьбы с неграмотностью дьяконов и попов. Составители Сборника ссылались на училища былых лет как на пример для подражания.
Однако исследователи считают, что речь шла лишь о периоде до монголо-татарского нашествия, так как сохранившиеся письменности демонстрируют высокий уровень грамотности.
Также найденные археологами писала и различного рода свинцовые печати указывают на хорошую образованность людей того времени. Достижение культуры средневековой Руси подтверждают заявленное мнение.
Таким образом, Киевская Русь при переходе от язычества к христианству, несомненно, подверглась многим изменениям. Не осталась в стороне и образовательная сфера, в которой в любые времена нуждается любое государство. Не смотря на различные мнения историков относительно введения христианства, в отношении привития грамотности гражданам оно сыграло исключительно положительную роль.