XVIII век
Первая попытка ввести всеобщее начальное образование была предпринята в XVIII веке. При Петре I в уездных городах планировалось открыть училища для детей всех сословий и цифирные школы, в которых обучали бы основам арифметики.
Однако из-за сопротивления русского общества эта идея реализована так и не была. Духовные школы не хотела терять учеников, да и сами учителя придерживались консервативных взглядов в вопросах образования. Так, одним из самых эффективных методом воспитания считалось бите батогами.
Подавляющее число горожан (купцы и ремесленники) выступали против открытия школ. Дело в том, что профессиональные навыки передавались от мастера к подмастерью или от отца к сыну. Обучение в школе же отрывало детей от производства. Со временем цифирные школы закрылись, а светские науки преподавались в гарнизонных школах, где учились дети офицеров.
XIX век
В середине XIX века стали открываться одноклассные земские училища. Там учеников обучали основам арифметики, русского языка и закону Божьему. Также стали появляться классические гимназии и реальные гимназии. Обучение в них было платным, но туда принимались дети всех сословий. В классических гимназиях изучали древние языки, а в реальных – естественные науки.
Таким образом, всеобщее образование в России так и не было введено. Был лишь подготовлен законопроект.
У женщин возможностей получить образование было меньше. Лишь в 60-е гг. были открыты Мариинское женское училище, Женский медицинский институт. В 1869 году открылись высшие женские курсы.
XX век
В начале XX века в России было несколько видов учебных заведений. Первый вид – земские школы. Срок обучения в них составлял от 3 до 5 лет. В первом классе дети обучались закону Божьему, чистописанию и арифметике, а в следующем учили историю, географию, естествоведение и арифметику. Классом выше преподавали историю, географию, естественные науки и черчение.
При Синоде работали церковноприходские школы. Они были двухклассными, срок обучения в них составлял до четырех лет.
В них преподавали местные священники и выпускники духовных училищ. При этих школах работали двухлетние курсы грамотности. В городах были городские училища. Там обучали чтению и письму, арифметике, закону Божьему. Старшеклассники изучали историю, черчение, географию и церковнославянское чтение.
По данным на 1914 год в начальной школе обучалось лишь 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет.
Также было три вида средних учебных заведений – классические мужские и женские гимназии, реальные училища.
Поступлению в гимназию предшествовала усиленная домашняя подготовка, так как будущий гимназист должен был обладать знаниями по русскому языку, математике, литературе, закону Божьему и естествознанию.
В мужских гимназиях обучались 8 лет. Там преподавали русский и церковнославянский языки, классические и иностранные языки, математику, физику, историю, законоведение, географию, природоведение, рисование и философскую пропедевтику. После окончания гимназии юноши имели право поступать в университет.
В женских гимназиях учились 7 лет. При некоторых женских гимназиях был организован дополнительный годовой курс педагогики.
Школьная форма была обязательной. Причем гимназисты должны были носить ее не только в школу, но и когда шли в гости или в театр.
Реальные училища выпускали технических специалистов. После окончания училища можно было продолжить образование в высших учебных заведениях с техническим уклоном.
Специалистов для торговли готовили коммерческие отделения при реальных училищах.
В 1913 году в гимназиях учились всего 12 % девушек, в гимназиях и реальных училищах – 9,9 %.
За период с 1897 по 1913 год число высших учебных заведений в стране выросло на 3,8 %, средних – на 1,6 %, число низких школ – на 8,7 %.
В гимназиях и реальных училищах учились дети дворян, купцов и духовенства. Детей крестьян, мещан и казаков было мало. Грамотность населения резко выросла. По данным на 1914 год, грамотными были 54 % мужчин и 26 % женщин. В 1897 грамотность составляла всего 21%. В России грамотным считался человек, умевший читать.