Превращение Федерации Русских земель (определение Г.В. Вернадского) в единое государственное образование в отечественной истории получило название «объединения или консолидации русских земель». В дореволюционной историографии этот процесс еще назывался «Собирание Русской земли».
Процесс восстановления интеграционных процессов между отдельными феодальными княжествами начался в 13 веке. Что же такое произошло в русском обществе, что оно начало осознавать и испытать потребность в совместной, а не раздробленной жизни?
Современные ученые выделяют три группы предпосылок, способствовавших началу процесса восстановления русской государственности в средине века:
- политические предпосылки – это события, явления, процессы, связанные с ликвидацией феодальной раздробленности,
- социальные предпосылки – процессы, связанные с духовной жизнью общества и его организацией;
- экономические предпосылки – отражают процессы определяющие хозяйственную деятельности общества.
Теперь рассмотрим каждую группу более подробно.
Политические предпосылки
Историческое столкновение древнерусской и азиатской цивилизации в середине 13 века на просторах Русской равнины и Дикого поля, привело к тому, что старые политические центры силы Русского государства – Киев, Рязань, Владимир, Чернигов – пали. Население из южных рубежей было вынуждено уходить в северо-восточную сторону, в так называемую Залесскую Русь. В лесах людям было чуть легче переносить сложности и трудности нашествия степняков.
По прошествии примерно пятидесяти лет, в конце 13 века, когда первые негативные события нашествий сгладились, на Русской политической сцене стали появляться новые города, которые стали новыми центрами жизни. На рубеже 13-14 веков в стране приходит осознание необходимости борьбы с Золотой Ордой. Но кто возглавит эту борьбу? Какой город возьмет смелость пойти против воли Покорителя Вселенной?
Таким городом стала маленькая пограничная крепость на границе Владимирского княжества – Москва. Выделение маленькой крепости в крупный политический центр связывают с правлением Ивана 1 Даниловича Калиты. Он и его потомки, действуя различными путями и средствами, начинают накапливают экономическую, военную и политическую мощь для борьбы не только с Ордой, но и с другими, конкурирующими центрами – Тверью, Рязанью, Литвой.
Рисунок 1. Иван Калита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В результате естественного отбора на политическом Олимпе страны остался один политический субъект, доказавший свою способность объединить вокруг себя осколки Киевской Руси – Московское княжество.
Экономические предпосылки
Накапливание людских ресурсов в новых местах Залесской Руси, отсутствие набегов в течение нескольких десятилетий, единоличное управление Московским княжеством представителями Дома Калиты привели к тому, что:
- были расчищены новые территории, на которых население применяло новые средства и орудия труда, введены двух- и трехпольные севообороты. Все эти усилия привели к тому, что общество стало получать стабильные урожаи и обеспечивать себя продовольствием. Появление излишков и необходимость обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами активизировали рост торговли и ремесел;
- верхушка общества начинает понимать, что рост благополучия связан с землей. Больше земли, больше доход, больше силы и власти. Тон в формировании крупного землевладения задают сами Московские князья, которые всеми доступными средствами скупают, обменивают и получают новые земли. Но сама земля без людей ничто, нужны люди, которые будут работать на ней. Государственная система Московского княжества выводит людей из других регионов. Хотя люди сами наблюдая за спокойной и сытой жизнью Московского княжества, в особенности времен Ивана Даниловича, и сами готовы уйти туда где спокойней. В результате население растет, трудовые ресурсы увеличиваются. Повышается налогооблагаемая база Московского княжества. Соответственно растет доход Князя Московского, и он может решать задачи текущего момента.
Социальные предпосылки
В русском обществе времен 13-14 веков, когда шел реинтеграционный процесс, религия играла огромную роль. Князь считался не только управленцем, но и защитником веры, лицом, которое может и должно оберегать главное – Веру. Жизнь без Веры, для жителя той эпохи была равносильна смерти. А Веру могут защитить только сильные князья, какими и явились Московские государи. Прекрасно понимал это и Иван 1, который уговорил Русского Митрополита Петра переехать в Москву. Это деяние Петра люди стали воспринимать как особый знак благоволения и милости к Москве. Сосредоточение в Москве политической и религиозной власти дало основание Московским князьям позиционировать себя как защитников Православной веры, и пользоваться этим положением для решения собственных государственных задач.
Кроме единой Веры русских людей эпохи «Собирания Русских земель» объединял русский язык. В независимости от принадлежности к тому или иному княжеству люди говорили на одном и том же языке, естественно с местными особенностями. Люди считали себя частями одного целого, хотя и находящимися под политическим началом разных ветвей дома Рюрика. Переход людей и земель в лоно московского княжества не вызывал у них культурного шока, так как язык и религия позволяли быстро устранять политические границы и чувствовать себя частью целого, которое чуточку больше чем прежнее княжество или удел.
Некоторые ученые считают, что основой формирования единых государств в Западной Европе после феодальной раздробленности явилось развитие товарно-денежных отношений, а в России этой основой стали язык и религия, так как экономические отношения еще были не развиты. Утверждение спорное, но оно имеет право быть.
Таковы были основные предпосылки, благодаря которым на рубеже 13-14 веков в нашей стране зародилась собственная Реконкиста – Собирание Русских земель – процесс благодаря которому и существует наша страна и поныне.