Начало президенства
Во время предвыборной кампании 1960 года кандидат от демократической партии Джон Ф. Кеннеди выдвинул концепцию «Новых рубежей» (по аналогии с «Новым курсом» Рузвельта), которая в значительной мере стала программой его президентства.
Джон Кеннеди 20 января 1961 года принял присягу и таким образом стал 35-м американским президентом. Инаугурационную речь Кеннеди закончил призывом:
«Думайте не о том, что может дать вам страна, а о том, что вы можете дать ей».
Вместе с президентом в новое правительство вошли люди, обладавшие связями в американских финансово-монополистических кругах либо уже имевшие определенный успех на политическом поприще.
В администрацию президента вошли:
- вице-президент Линдон Джонсон;
- государственный секретарь Д. Раск (специалист в области политических наук, работал в госдепартаменте и Пентагоне, с 1952 года глава «Фонда Рокфеллера»);
- министр финансов Д. Диллон (состоял в администрации Эйзенхауэра);
- министр обороны Р. Макнамара (президент концерна Форда);
- министр юстиции Роберт Кеннеди (брат президента Кеннеди, осуществлял руководство избирательной кампанией).
Из 200 первых человек, назначенных Кеннеди на высшие государственные посты, примерно половину составляли выходцы из государственного аппарата, 18 % были профессорами университетов, 6 % — бизнесменами, что контрастировало с составом администрации Эйзенхауэра, где лишь 6 % были университетскими профессорами, а бизнесменами – 42 %.
Государственное жалованье президент жертвовал на благотворительные нужды.
Внутренняя политика Кеннеди
По информации Всемирного банка, ВВП США в 1960-1964 годах вырос с 543 до 685 млрд долларов, ежегодный прирост ВВП в среднем составил 6 %, ежегодная инфляция составляла 1 %.
Начало президентства Кеннеди совпало с фазой экономического подъема. Однако весной 1962 года ситуация заметно осложнилась: замедлились темпы промышленного роста, уровень сокращавшейся безработицы остановился на отметке 5,5 %, уменьшался объем капиталовложений. В мае к этому добавилось самое крупное с 1929 года падение акций на бирже. Одной из первых задач администрации было прекращение спада в экономике, но Кеннеди лишился доверия со стороны деловых кругов еще в 1962 году, когда добивался снижения цен на сталь, которые в правительстве считали чрезмерными. Администрация начала конфронтацию со сталелитейными компаниями, которые, несмотря на требования администрации, перед этим заставившей профсоюз сталелитейщиков ограничить запросы о повышении заработной платы рамками «ориентиров», пошли на резкое повышение цен. Только запустив все возможные рычаги давления, Белый дом смог добиться отмены решения ценой ухудшения своих отношений с монополиями.
Кеннеди осуществил ближайшую цель, но лишился поддержки промышленников. В начале 1963 года он направил в Конгресс программу, направленную на сокращение налогов с прибылей корпораций (с 52 до 47 %) и снижение ставок подоходного налога с граждан (с 20—91 до 14—65 %) на сумму 10 млрд долларов при отказе от проведения налоговой реформы. Когда Кеннеди попытался провести закон о снижении налогов, чтобы оживить экономику простимулировав накопления, консервативная оппозиция лишила его надежд на принятие закона, ведущего к бюджетному дефициту. Одновременно он пообещал сократить государственные расходы на социальные нужды и сбалансировать бюджет.
Несмотря на некоторые успехи, в целом президентство Кеннеди нельзя назвать удачным в плане законодательства. Он не получил финансирования на развитие медицинской помощи престарелым и образования, а минимальная заработная плата была повышена незначительно. Продление срока выплат пособий по безработице в 1961—1962 годов оставило за бортом около 3 млн безработных. Увеличение минимума заработной платы (до 1,15 долларов в час в 1961 году и 1,25 долларов в час в 1963 году) коснулось 3,6 млн из 26,6 млн низкооплачиваемых рабочих.
Меры правительства по борьбе с безработицей и формирование условий для профессионального обучения и повышения качества подготовки кадров — закон 1961 года о помощи районам депрессии, закон 1962 года о переобучении уволенных рабочих, в 1963 году закон о профессиональном образовании, в 1964 году закон об экономических возможностях, ассигнования на общественные работы — не привели к сдвигам к лучшему в сфере занятости. Усиливалось движение за сокращение рабочей недели до 35 часов.
В 1964 году началось действие в общенациональном масштабе программы продовольственной помощи нуждающимся, государственные продовольственные талоны получили 367 тысяч человек.
Кеннеди выступал за уравнивание чернокожих в правах, приняв модель Авраама Линкольна, оказывал поддержку Мартину Лютеру Кингу и встречался с ним в 1963 году. Кеннеди 19 июня 1963 года внес законопроект в Конгресс о гражданских правах, запрещавший сегрегацию в общественных местах.
Важным решением президента было прекращение выпуска серебряных сертификатов и монет в связи с удорожанием серебра. По инициативе президента в 1963 году конгрессом был издан Публичный закон 88-36, разрешавший Федеральному резерву выпуск банкнот достоинством 1 и 2 доллара и запрещавший Казначейству выпуск серебряных сертификатов. Поскольку все-таки Казначейство должно было осуществлять выпуск сертификатов в течение определенного переходного периода, в тот же день Кеннеди был подписан Исполнительный приказ № 11110, по которому право на выпуск серебряных сертификатов было делегировано Казначейству. Конспирологическая версия связывает указ с выпуском казначейских билетов США 1963 года. Таким образом предполагается, что президент собирался лишить Федеральную Резервную Систему монополии на эмиссию денег и именно это решение привело к возникновению заговора.
По решению Кеннеди был создан национальный фонд искусств США.