Новгородская земля – территория, расположенная на севере и северо-западе Руси по обоим сторонам Волхва и у озера Ильмень.
Скорее всего, Новгород возник в результате объединения нескольких деревень и начал строится с деревянного кремля – центрального сооружения все древнерусских городов.
Архитектура
Новгородская архитектура богата многочисленными шедеврами древнерусского зодчества. К сожалению, из гражданских построек домонгольского периода до нас почти ничего не дошло, поэтому о новгородской архитектуре мы можем судить только на основании храмового зодчества.
В 1045-1050 гг. в Новгороде был сооружен Софийский собор, ставший главным храмом города. Он представляет собой пятинефный крестово-купольный собор с пятью главами. Он был также богато украшен фресками и росписями.
В XI в. в Новгороде формируется собственная архитектурная школа, созданная на основе византийских традиций. Характерными чертами новгородского зодчества были монументальность и простота. Примерами такой архитектуры могут служить:
- собор Рождества Богородицы;
- церковь Спаса на Нередице;
- Спасо-Преображенский собор;
- церковь Спаса на Ильине улице.
Церкви строили не только по заказу князей, но и по заказу горожан, купцов, а также больших гильдий. Например, церковь Иоанна на Опоках была построена Ивановской общиной купцов-вощаников.
В второй половине XIII в. строительство в Новгороде почти прекращается, но затем возобновляется.
В основном, все здания были деревянными, каменными же строились лишь храмы, вследствие чего до нашего времени дошли только они. Улицы Новгорода имели мощение, также в городе существовал водопровод.
Новгород много торговал с европейскими странами, а отсюда архитектура испытала большое влияние западных традиций. Черты романского стиля можно найти в архитектуре церкви Федора Стратилата на Ручью, а Владычая палата имеет некоторые готические особенности. Кроме русских мастеров, здесь работали и иностранцы – например, знаменитый иконописец Феофан Грек расписывал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице.
Широко известен Новгородский Детинец, который был еще в деревянном виде заложен при Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Перестройка деревянного Детинца в каменный произошла в XV в. Стены сооружены из камня и кирпича из известкового раствора, а их толщина в разных местах разная – от 3,6 до 6,5 м. Над воротами имеются небольшие церкви, что было характерной чертой того времени.
Кроме Детинца имелись другие оборонительные сооружения – до наших дней дошли вал Окольного города и Белая башня.
Живопись
Именно в Новгороде сохранились древнейшие иконы Руси. В Софийском соборе, имевшим множество росписей, находились иконы, среди которых:
- "Спас Златая риза", изображающая Иисуса на троне в золотых одеждах (сейчас – в Успенском соборе в Москве);
- икона с изображением апостолов Петра и Павла в полный рост (сейчас – в Новгородском музее);
- двусторонняя икона с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (сейчас - в Успенском соборе в Москве).
Для данных икон характерен стиль аскетизм.
Известны иконы Георгиевского собора Юрьева монастыря, датируемые первой половиной XII в. – «Устюжское Благовещение» и икона с изображением святого Георгия в полный рост. На «Устюжском Благовещении» находятся фигуры Богоматери и архангела Гавриила, сверху же – символический образ Христа.
В этот же период была создана икона Богоматери «Знамение», которые стала широко известна после осады Новгорода суздальскими войсками в 1169 г., когда икона, как считалось, спасла город от погрома. На лицевой стороне ее изображена Богоматерь с медальоном на груди, на котором представлен Спас Эммануил (изображение Христа в детском возрасте), а на обороте – фигуры апостола Петра и мученицы Натальи. Данная икона характеризуется чертами комниновского стиля.
В конце XII в. была создана икона «Спас Нерукотворный», изображающая лик Христа. Она поражает точным рисунком и мягкой моделировкой. Интерес вызывает и икона «Ангел Златые власы» с изображением архангела Гавриила. Лик архангела занимает почти все пространство иконы, специально увеличенные глаза создают ощущение спокойствия.
В иконописи XIII в. усиливается архаичность стиля: почти исчезает объемная проработка формы, яркие пятна сочетаются с жесткими линиями. Известна икона Николая Чудотворца из церкви Николы на Липне, датируемая 1290-и гг.
В XIV в. иконопись вновь подвергается сильному влиянию византийской традиции. В Новгороде работают артели византийских художников, которые воздействуют на стиль русских мастеров. Они же создают в 1341 г. праздничный чин для Софийского собора. Яркими примерами живописи того периода являются лик Георгия Победоносца и изображение Иисуса Христа в миниатюре Хлудовской Псалтири.
Литература
Широко известны новгородские берестяные грамоты, которых было найдено больше тысячи. В основном, они представлены деловыми письмами, также имеются черновики официальных актов, литературные и фольклорные произведения, записи учебного характера. Бытовой характер большинства грамот свидетельствует о широком распространении грамотности среди населения Новгорода.
Древнейшим памятником новгородского летописания является Новгородская первая летопись, которая была начала в XI в. и содержит описание событий по истории северо-западного края.
Во время монголо-татарского нашествия в Новгороде, как и во многих других центрах, литературная традиция прекращается на время. Развитие летописания и литературного творчества происходит позже. Например, в 1432 г. по поручению архиепископа новгородского создается Софийский временник, где центром русской истории считается Новгород. Летописи XV в. характеризуются включением в них историко-легендарного повествования.
В XIV в. получает распространение жанр описаний путешествий, которые называются «хождения». Так, создается произведения «Хождение Стефана Новгородца», которое стало первым путешествием мирянина в истории русской литературы.
Таким образом, Новгородское княжество обладало развитой культурой. За период XI-XV вв. новгородская культура достигла высокого уровня благодаря своему стремлению к прогрессу, восприятии иноземных традиций и сочетании их со своими.