Население Киевской Руси – это жители древнерусского государства периода IX-XII вв.
Этнография Киевской Руси
Изначально русью называлось племя, скорее всего, варяжского происхождения, из которого происходили Рюрик, Олег, Игорь и др. и это противопоставлялось «славянам». Позже данный этноним стал означать всех жителей Руси. Для обозначения определенного представителя народа использовался термин «русин». Именно это слово можно найти в первых русско-византийских договорах Х в. Синонимом «русина» был «русак».
Автор одного из древнейших литературных памятников Руси «Слово о полку Игореве» использует слово «русичи».
Согласно наиболее распространенной концепции, в X-XIII вв. из восточнославянских племен формировалась единая этническая, социальная и культурная общность – древнерусская народность. Признаками единства народности считаются:
- общность литературного и разговорного языка, территории,
- общность материальной и духовной культуры
- единая религия,
- единое военное устройство,
- одни традиции, обычаи, право
- осознание единства Руси.
Впервые представление о единстве восточных славян можно встретить в «Повести временных лет», которая датируется начало XII в., а к середине XII в. в источниках уже не используются названия племен, вместо чего просто говорится о Руси. Названия имеют не этнический, а географический оттенок – «черниговцы», «киевляне», «новгородцы» и т.д.
Осознание своего единства сохраняется во время политической раздробленности, а также, монгольского ига. Это прослеживается в литературных источников разных русских земель. Летописи содержат идеи церковного, исторического и династического единства Руси, кроме того, сами летописцы призывают к необходимости политического объединения.
Социальная структура
Все население Руси можно разделить на две части: свободное и зависимое.
Князья и бояре – это высший слой населения.
Изначально князь был главой, вождем племени, позже он стал правителем государства. Основными функциями князя были военная (организация защиты и нападения), судебная (решение возникающих споров), религиозная (участие в важных религиозных обрядах). Княжеская власть, как правило, была наследственной (Новгород и Псков сами выбирали и приглашали князя).
Великий киевский князь был самым крупным землевладельцем, получавшим дань с подчиненных ему князей и земельных собственников. Каждый год весной князь со своей дружиной объезжал подвластные земли и собирал дань (полюдье). Размер дани был фиксированный, и, если князь решит забрать больше положенного, могло начаться восстание. Самым известным случаем является восстание древлян в 945 г., когда князь Игорь потребовал с них непомерную дань. Тогда древляне подняли восстание, перебили дружину Игоря, а его самого, как сообщают источники, привязали к верхушкам согнутых деревьев и отпустили их. Таким образом, с мнением народа князь был обязан считаться, ибо без поддержки народа у него не будет власти.
В качестве условного владения князь выдавал земли за службу, которые возвращались после окончания службы. Князь был еще и источником права, то есть он мог издавать и корректировать уже существующие законы. Одним из древнейших сводов русского права является «Русская правда», составленная Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.).
Бояре и мелкие князья стоят на ступени ниже великого князя. Они платили дань великому князю киевскому, а также, собирали ее со своих подвластных земель.
Бояре участвовали в управлении государством, входя в совет при князе. Кроме того, они были обязаны предоставлять в войско свой вооруженный отряд. Известными фигурами ранней Киевской Руси являются Свенельд, Асмут, Добрыня.
Дружина была окружением князя, и в основе их отношений лежал свободный договор (вступление в дружину и выход из нее был свободными). В дружину IX-XII вв. входили разнородные этнические элементы: варяги, русы, финны, тюрки, поляки и венгры. Дружина являлась основой войска.
Внутри она делилась на старшую и младшую:
- в старшую входили княжие мужи и бояре, которые занимали высшие должности в государстве и войске, а также были наиболее значимой частью веча – народного собрания;
- в младшей дружине находились отроки, гриди (телохранители), дети боярские, которые исполняли служебные функции при дворе, в советах же они не участвовали.
Среди высших слоев населения было и духовенство, появившееся на Руси после 988 г. Это сословие составляли священники, служившие в церквях, и монахи, жившие в монастырях.
К низшему свободному сословию относились купцы, ремесленники и смерды (крестьяне), обозначавшиеся одним словом – «люди». Они обладали личной свободой, но были обязаны отдавать определенную сумму от своего дохода в пользу государства. Это же сословие составляло основную массу русского войска, которое собиралось в случае необходимости.
К категории зависимых относятся те, кто не имел личной свободы. К ним относились:
- Закупы – это крестьяне, взявшие у феодала в долг (купа). Они находились во временной зависимости, то есть служили у феодала до того времени, пока не отдадут долг; на время кабалы все почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом;
- Рядовичи – крестьяне, заключившие с феодалом договор (ряд). Они добровольно признавали свою зависимость в обмен на получение участка земли, орудий труда и т.д.;
- Холопы – люди, которые по ряду причин оказались на положении рабов, то есть в полной зависимости от феодала.
Основным источником информации о категориях населения в Киевской Руси для нас является законодательный свод «Русская правда», вышедший при Ярославе Мудром. В этом документе фиксируются наказания за различные виды преступлений, при этом ярко выражено общественное неравенство, что можно наблюдать на примере разного наказания за ущерб разным слоям населения. В этом сборнике впервые прослеживается штраф за убийство (вира), хотя, обычай кровной мести еще не был формально отменен.
Итак, в Киевской Руси происходит процесс сложения определенной социальной структуры и этнической общности. К XII в. уже уходят в прошлое названия племен, а вместо них появляется общее имя для народа «русы». Усложняется и социальная структура: родоплеменной строй заменяется территориальным, а население расслаивается. Начинает формироваться право, в котором находят отражение вся социальная дифференциация.