Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Все предметы / История России / Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Определение 1

Московский метрополитен — это рельсовый подземный общественный транспорт на электрической тяге, функционирующий в Москве.

Метрополитен как убежище

С началом Великой Отечественной войны по распоряжению Наркомата путей сообщения были начаты первоочередные работы согласно мобилизационным планам. Часть командного состава и рабочих метрополитена перешли на казарменное положение. На командном пункте круглосуточно осуществляли дежурство руководящие работники.

30 процентов работников сразу ушли в армию и народное ополчение. Многие, имея удостоверение об отсрочке, уходили добровольцами.

С первых дней войны в механических и вагоноремонтных мастерских организовали работы для фронтовых нужд. В мастерских на территории депо «Сокол» наладили выпуск военной продукции: изготовляли корпуса снарядов, мин и гранат, ремонтировали танки.

В ночь на 1 июля 1941 года в Москве объявили первую учебную воздушную тревогу. Спустя месяц, 22 июля, прозвучала первая настоящая воздушная тревога: немецкая авиация совершила налет. Население начало укрываться на станциях метрополитена.

Моссовет составил распорядок жизни «подземелья» столицы, где приют находили до полумиллиона человек. При объявлении сигнала «воздушная тревога» немедленно останавливалось движение поездов, и население спускалось под землю. В ночное время люди вне зависимости от налетов могли приходить в метро на ночевку. Осенью, когда Москву бомбили часто, движение прекращалось в 19, а после и в 17 часов. Женщины и дети размещались в вагонах у платформ. Мужчины ночевали в тоннелях. С собой разрешалось брать постельные принадлежности.

Новые функции метрополитена как бомбоубежища потребовали от сотрудников организационной работы. На путях были настланы дощатые полы, длина которых достигала 36 км. Чтобы облегчить спуск с платформ на всех станциях установили откидные металлические мостики. На станции завезли детские кроватки и топчаны. Было проведено дополнительное освещение, на платформах установили питьевые фонтанчики, а в тоннелях —водопроводные краны. Для укрытия кроме действующих линий использовали тоннели незаконченной очереди «Площадь Свердлова» — «ЗИС». Приспособили под убежища недостроенные перегоны и платформы.

Готовые работы на аналогичную тему

На станциях организовали вечернюю продажу молока и хлеба. Можно было получить медицинскую помощь, имелись библиотеки, демонстрировалось кино.

На некоторых станциях разместились государственные и военные учреждения. Станция «Кировская» уже на второй день войны закрылась для пассажиров. В расположенном рядом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, соединенное лифтом с подземным комплексом командного пункта. Со станцией он был связан пешеходным переходом. Сама станция была переоборудована под рабочее помещение. Платформа отделялась от поездов фанерной перегородкой, а в предэскалаторном зале была построена железобетонная стена для погашения взрывной волны в случае попадания авиабомбы.

В течение двух месяцев, пока не завершились строительные работы, кабинеты Сталина и начальника Генерального штаба Шапошникова находились в подплатформенных помещениях со стороны первого пути. Другие подплатформенные помещения и платформа второго использовались для работы.

С прекращением движения поездов к платформе первого пути подводили состав, который служил для работы и для отдыха.

На станции «Красные ворота» был создан командный пункт аппарата Народного комиссариата путей сообщения. На станциях «Площадь Свердлова», «Белорусская» и других разместились военные организации.

Эвакуация метрополитена

Поскольку осенью 1941 года Москва стала прифронтовым городом, началась эвакуация оборудования. 179 вагонов были отправлены в Андижан, и до мая 1942 года парк составлял 105 вагонов. Размер движения колебался от 8 до 12 пар поездов в час. В октябре пассажироперевозки сократились до 8 млн человек в месяц.

15 октября 1941 года поступил приказ закрыть метрополитен. Планировалось уничтожить всю систему, а оборудование и вагоны эвакуировать. Ночью была начата подготовка к затоплению метрополитена, объекты минировались, рубился кабель, приступили к демонтажу эскалаторов, демонтировались трансформаторы, готовились к эвакуации вагоны. Утром 16 октября метро не открылось.

Однако ГКО признал ошибкой решение демонтировать оборудование и отправить подвижной состав в тыл, и эти работы прекратились. В тот же день подали напряжение и движение возобновилось.

Осенью 1941 года метрополитеновцам пришлось потрудиться на строительстве оборонительных рубежей. Коллектив внес более 1 млн рублей в фонд обороны.

После начала наступления под Москвой, встала необходимость восстановить железнодорожные линии. В сорокаградусный мороз 236 метрополитеновцев, выполнили задание – восстановили разрушенный участок пути под Волоколамском.

6 ноября 1941 года станция «Маяковская» стала центром Москвы — её выбрали для торжественного заседания Московского Совета, посвящённого годовщине Октябрьской Революции.

Движение поездов было приостановлено. Из Большого театра привезли 2 тысячи кресел, перед эскалаторами поставили трибуну. В составах разместился радиоузел, буфет, раздевалка для артистов.

В 1941 году в ходе бомбардировок были повреждены вестибюль станции «Белорусская», Смоленский метромост, тоннель на участке «Смоленская» — «Арбатская». Все повреждения ликвидировались работниками метрополитена, и перерывы в движении не превышали суток.

В 1942 году началось возвращение оборудования и вагонов. К середине года оборудование было выведено на проектные мощности.

Продолжение строительства

Коллектив метрополитена продолжал держать марку и обслуживать пассажиров. За время войны в метрополитене было перевезено полтора миллиарда пассажиров. Основная тяжесть работ легла на женские плечи женщин. 8 марта 1942 года в путь отправился первый «женский поезд».

Строительство метрополитена было на время приостановлено, а действующие линии были переведены на особый режим.

Строительство метрополитена возобновилось в декабре 1941 года. В январе 1943 года в эксплуатацию был введен участок от «Площади Свердлова» («Театральная») до «Завода имени Сталина» («Автозаводская»), а 18 января 1944 года открылось движение от Курского вокзала до Измайловского парка. Позже открылись промежуточные станции «Павелецкая», «Новокузнецкая» и «Электрозаводская».

Строительство велось в тяжелейших условиях. Штат Метростроя того времени состоял из женщин на 70%. Несмотря на войну, строители уделяли прежнее внимание художественному оформлению.

С открытием новых линий выросла нагрузка на центральный пересадочный узел. Поток пассажиров между станциями «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» достигал 13 тысяч человек в час. Назрела необходимость осуществить строительство подземного перехода между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд». Эта работа была закончена в январе 1945 года. 18 марта 1945 года открылась для пассажиров станция «Кировская».

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис