Монастырские крестьяне – это категория зависимого крестьянского населения, представители которой находились во владении церкви.
История монастырских крестьян
Монастырские крестьяне появились на Руси в XI в.
Из уставной грамоты 1391 г. митрополита Киприана мы узнаем, что монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину на всевозможных хозяйственных работах. С XV-XVI веков начинается процесс усиления крепостничества, что коснулось и монастырских крестьян. Во второй половине XVI в. в некоторых вотчинах Троице-Сергиевой лавры было установлено ограничение по переходу монастырских крестьян. В случае побега крестьян они возвращались обратно государством. Система кабальных долговых обязательств, возлагавшихся на крестьян, усугубляло их зависимое положение от церковных феодалов.
Во второй половине XVIII в. крепостное право окончательно оформилось, что усилило эксплуатацию всех категорий зависимых крестьян, в том числе и монастырских. Например, в 1753 г. монастырские крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только работать на землях монастыря и платить денежный оброк, но и выделять определенное количество работников монастырю. Такая тяжелая форма зависимости вела к ухудшению производительности в хозяйственной деятельности и обнищанию крестьян. К тому же, имели место быть жестокое обращение и вымогательство со стороны монастырей.
Известно, что крестьяне Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались на то, что управитель держит их в цепях по пять недель или даже больше.
Монастырские крестьяне нередко поднимали антикрепостнические восстания, из которых известны:
- волнения в 1550 г. в Адриановой пустыни;
- 1594-1595 гг. в Иосифо-Волоколамском монастыре;
- 1577-1578 гг. в Антониево-Сийском монастыре;
Также монастырские крестьяне участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
Однако уже с XVI в. начинается ограничение церковного землевладения светскими феодалами. В 1650 г. создается Монастырский приказ, который являлся высшим судебным органом для духовенства. Под давлением церковников, Монастырский приказ был упразднен в 1675 г.
В 1701 г. Петр I упраздняет патриаршество, а вместо этого создает Священный Синод – высший государственный орган церковного управления, который выполнял административные, финансовые и судебные функции. В сферу его ведения входил сбор доходов, денежных и натуральных, которые церковь получала от использования монастырских крестьян.
Таким образом, церковь все больше подчиняется государству, теряя свою автономность. Все эти меры подготовили возможность секуляризации церковных земель.
В 1760-е гг. произошло несколько больших восстаний монастырских крестьян, что поспособствовало тому, чтобы Екатерина II выпустила указ о секуляризации земель церкви и о переходе монастырских крестьян в ведение коллегии экономии, иным словами в ведение государства. После этого монастырские крестьяне стали разрядом экономических крестьян.
По сведениям чиновника Посольского приказа Григория Котошихина в середине XVII в. в России насчитывалось 118 тыс. дворов монастырских крестьян, из которых 86 тыс. приходилось на монастыри. По ревизии 1719 г. количество монастырских крестьян мужского пола исчислялось 791 тыс., а по ревизии 1744 г. – 898,5 тыс., по ревизии же 1762 г. – 1 млн 27 тыс.
После секуляризации церковных земель и перехода монастырских крестьян в разряд экономических крестьян их насчитывалось более 2 млн душ.
Положение и категории монастырских крестьян
В эффективном развитии монастырского хозяйства и получении монастырями хорошего дохода монастырские крестьяне играли значительную роль.
В целом, положение монастырских крестьян было схоже с положением обычных крепостных. До XVI в. крестьяне жили на земле феодала как свободные арендаторы, отдававшие часть урожая землевладельцу. Кроме этого крестьяне должны были выполнять разные работы по желанию феодала и выплачивать государственные повинности, которыми обкладывалась земля. В XVII в. арендаторы теряют право свободного ухода с земли, а если все же уходят, землевладелец имеет право вернуть его назад. Таким образом, крестьяне стали прикрепленными к земле.
Монастырские крестьяне были в аналогичном положении, но с некоторыми своими особенностями.
Существовало несколько категорий монастырских крестьян:
- старожильцы;
- новоходцы (новопорядчики);
- бобыли.
Монастырю, при создании, выдавалась жалованная грамота, на основании которой он получал землю, населенную крестьянами. Они таким образом становились монастырскими крестьянами и вместе с монастырем они составляли порядные записи об аренде и отдавали оброк. Эти крестьяне в писцовых книга с XVI в. именуются «старожильцами». Со временем они начинают терять право уходить с данных земель, а власти монастырей получили возможность разыскивать и возвращать беглых крестьян. Это была одна категория монастырских крестьян.
Вторая категория называлась новоходцами или новопорядчиками. В нее входили крестьяне, которые обращались к властям монастыря с прошением о разрешении жить на их землях, и крестьяне, которых сам монастырь пригласил жить на его земле или переселенные монастырскими властями с одного имения в другое. Тягло, которым облагалась черная земля, зачастую заставляла крестьян уходить со своих земель и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить помощь на обзаведение хозяйством и освобождение от повинностей. Они заключали поручную запись с монастырем, где прописывались условия аренды и пр.
Третья категория состояла из бобылей. Они обычно не арендовали монастырскую землю, но получали землю только для своего двора – беглого или ушедшего крестьянина. Они не заключали поручных записей и не платили податей, кроме небольшого оброка, если у них был свой огород или поле. Они существовали за счет работы, которую выполняли для монастыря. Монастыри ценили бобылей, которые для них были дешевой рабочей силой.
Рост имений и хозяйства монастырей создавали необходимость увеличения рабочей силы. С одной стороны, монастырские власти увеличивали количество крестьян, а с другой, могли создавать новые категории крестьян, зависимых от монастырей – монастырских слуг и монастырских детенышей.
Монастырские крестьяне в общем находились на том же положении, что и крепостные помещичьи крестьяне: платили налоги государству, а барщину и оброк – монастырю, который выступал в данном случае их хозяином.