После отмены крепостного права российское правительство взяло курс на модернизацию экономики. Наибольший вклад в ускорение модернизации страны принадлежит С. Ю. Витте.
Рисунок 1. С. Ю. Витте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проводимые им модернизационные реформы дали ощутимые результаты. В период с 1890 по 1899 год тяжелая промышленность выросла в 2,8 раз, а легкая – в 1,6 раз. Целью реформ было догнать по уровню промышленного развития страны Западной Европы.
Особое значение отводилось развитию Сибири, которая, своими широчайшими природным и экономическим возможностям привлекала внимание государственных деятелей и предпринимателей.
Этот регион рассматривался не только в качестве сырьевого ресурса, но и в качестве военно-стратегического и торгово-промышленного плацдарма на восточных и юго-восточных границах Российской империи.
Транссибирская железнодорожная магистраль
Для развития региона в первую очередь было необходимо наладить там транспортные коммуникации. В тот период важное значение имело строительство железной дороги.
Рисунок 2. Транссибирская магистраль, 1913 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Впервые о строительстве железных дорог в регионе заговорили еще в 40-60-е гг. XIX века. Но авторы первых проектов не занимались изучением территорий, по которым должна была быть проложена железная дорога. Первые исследования начались в 70-е годы XIX века. Их проводило Министерство путей сообщения. В результате изысканий было принято решение проложить путь от Самары до Омска через Уфу, Златоуст и Челябинск. Реализация проекта позволила ликвидировать обособленность региона от европейской части страны.
Когда завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, значимость Сибири в планах властей возросла еще больше.
Начались разработки проектов создания предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности.
Индустриализация Сибири
Модернизация Сибири также предполагала проведение индустриализации (один из факторов перехода от традиционного аграрного уклада к промышленному). Вопросы включения Сибири в социально-экономические преобразования, проводившиеся в России, активно обсуждались в тот период, но ничего конкретного сделано не было.
Только в годы Первой мировой войны по отношению к Сибири были разработаны первые проекты государственного масштаба, так как возникла угроза потери индустриальных районов в Европейской России. Также война требовала увеличения объемов промышленного производства. Таким образом, война способствовала ускорению процесса индустриализации Сибири.
Власти решили развивать там угледобывающую и металлургическую отрасли. Кроме того, там планировалась открыть химические и машиностроительные предприятия.
Самым перспективным считался Кузнецкий район. Там было открыто акционерное общество «Угольные копи Кузбасса». Таким образом, была заложена материальная база для реализации крупного индустриального проекта. В 20-30-е гг. XX века этот проект, известный как Урало-Кузнецкий промышленный комплекс, был включен советским правительством в число важнейших компонентов планов по индустриализации, цель которых заключалась в том, чтобы создать с Сибири надежный тыл страны.
Аграрные преобразования
В начале 20 века весьма актуальна была проблема аграрного развития Сибири. В западной и юго-западной частях региона было огромное количество пригодных для сельского хозяйства земель. Было разработано большое количество законодательных актов и программ, целью которых было добиться в Сибири более высоких, чем по стране, темпов развития сельского хозяйства.
С 1901-1905 по 1911-1915 гг. с 4 до 7 миллионов десятин были увеличены площади посевов основных культур. Валовые сборы зерна увеличились в 200 раз до 350 миллионов пудов. Темпы роста посевных площадей в Сибири были в пять раз выше, чем в Европейской России, а в Западной Сибири - в восемь раз.
Переселение крестьян
Еще одной основной экономического успеха было формирование социально активного потенциала для проведения модернизационных реформ, в основном за счет переселения крестьян из Европейской части России. Данная мера оказалась эффективной, так как переселяться в новые районы страны были готовы решительные, стремившиеся к независимости, крестьяне.
Рисунок 3. «Переселенцы. Ходоки», картина C. Иванова, 1886 год. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так сформировался социально активный слой населения. Сибирские крестьяне адаптировались к новым условиям жизни и встали на более прогрессивный путь развития сельского хозяйства.
С течением времени численность сибирских городов росла. Начал формироваться слой предпринимателей, которые активно создавали новые отрасли промышленности, строят железные дороги и магазины.
Сибирь давала неограниченный простор для развития разного рода идей, как в рамках отдельного крестьянского хозяйства, так и в сфере новых предприятий и целых отраслей.
В конце XIX века в Сибири еще не произошло отделение торгового капитала от промышленного, поэтому сибирский предприниматель был и купцом, и промышленником в одном лице.
Торговля и промышленность
Главную роль в экономике Сибири по-прежнему играло сельское хозяйство, но на его базе создавались и модернизировались предприятия по переработке и производству сельхозпродукции.
В регионе заработало большое количество торговых предприятий, среди них торговый дом «Кухтерин и сыновья» (крупнейшая в Сибири транспортная фирма), торговый дом «Ростовское общество виноторговли». В Бийске были открыты универсальные торговые предприятия, в ассортименте которых насчитывалось более тысячи наименований спиртных напитков.
Также увеличилось число промышленных предприятий, среди них были заводы:
- кожевенные,
- маслобойные,
- мыловаренные,
- свечные салотопные.
Модернизацию Сибири в основном проводило государство. Благодаря сильному влиянию властей был обеспечен более быстрый курс модернизации, но проявлялось огромное влияние централизованного управления, когда не учитывались местные особенности и интересы проживающего в Сибири населения, что несколько тормозило развитие региона.