При Александре III российская внутренняя политика носила националистические черты. Связано это было прежде всего с идеологией правления того времени, а также с убыстрением развития России в капиталистическом направлении, и активным протестом окраин навязываемой им ассимиляторской политике.
В конце $XIX$ в. происходило активное подавление национального движения со стороны правительства, в начале $ХХ$ в. это способствовало усилению национального вопроса.
Национальные движения требовали уравнять народности в своих правах, проводить школьное обучение на родном языке, дать свободу вероисповедания. В Средней Азии, Закавказье, Казахстане активисты пытались поднять земельный вопрос. В Грузии, Прибалтике продолжалась борьба против помещиков.
Финляндия
Польша и Финляндия пытались сохранить свою территориальную автономию. В $1900$ г. начинается русификация финских земель, первым министром Плеве В.К. принимается закон о постепенном обязательном введении русского языка в делопроизводство. У губернатора появилось право назначать русских на административные должности, которые еще недавно занимали финские чиновники. Финская армия потеряла свою самостоятельность.
- В $1904$ г. на территории Финляндии прогремели теракты, тогда же был убит генерал-губернатор Бобриков и другие чиновники центральной власти.
- В $1907$ г. в Финляндии было решено создать Сейм, который вскоре был распущен за свою левую ориентацию. В $1910$ г. законодательно было принято решение распространять общероссийские законы и на Финляндию.
Польша. Прибалтика
В Польше в начале $ХХ$ в. национальное движение старалось не сохранить, а восстановить свою территориальную автономию. Это было основным требованием польского национального движения, которое было связано с российским революционным движением. Другие требования касались восстановления польского языка в государственных управлениях и в школах. С $1905$ г. комитетом министров вводится разрешение на ведение церковных служб и на церковное книгопечатание на польском языке. Также в частных школах разрешено преподавание некоторых предметов на польском языке. При этом генерал-губернатор Варшавы ужесточает контроль над работой польской католической церкви. С $1906$ г. были восстановлены выборы предводителей дворянства. В начальной школе при основном русском языке были введены польский и литовский. Тогда же полякам было разрешено покупать землю у поляков.
В Риге открывались дворянские немецкие гимназии и другие высшие частные учебные заведения с преподаванием на немецком языке. В то же время в начальной школе разрешалось преподавание на латышском и эстонском языках.
Украина и Белоруссия
В отношении Украины и Белоруссии, которые принято было считать «русскими», правительство не хотело официально признать их национальную самобытность. Но в $1905$ г. крестьянам католикам все же было разрешено покупать земли, а Евангелие можно было печать на украинском языке. С $1911$ г. преподавание в школах началось только на русском языке.
Еврейский вопрос
Николай II был известен своим антисемитизмом. В начале $ХХ$ в. в отношении евреев сохранялась та же политика ограничений, что и прежде: выселение за черту оседлости, ограничение мест в высших учебных заведениях, жесткие меры по изгнанию евреев из хлебной промышленности и др. В $1906$ г. совет министров решил отменить ограничительные нормы для высшей школы.
Поволжье, Закавказье, Степной край. Кавказ
В $1905$ г. джадидистами, крымскими и поволжскими татарами был создан «Мусульманский союз», в требования которого входило уравнение своих прав в политической, гражданской и религиозных сферах.
Дабы не усугублять мусульманские проблемы и не допускать влияния татарского в башкирских и казахских школах уроки велись на родном языке. С $1907$ г. в начальных училищах было разрешено ввести использование родного языка в помощь к русскому, но русский оставался главным.
В начале $ХХ$ в. наместник в кавказском регионе Воронцов-Дашков И.И. поставил главной целью увеличение количества русских крестьян из южных регионов на Кавказе. Его политика сближения с местным населением давала свои результаты.