Общие сведения о татаро-монгольском нашествии на Русь
Русь в XIII веке вынесла тяжелую борьбу с захватчиками, как с запада, так и с востока и исход этой борьбы определил историческую судьбу народов России. Нашествие татаро-монгольских завоевателей стало для Руси наиболее разрушительным, явившись тормозом в экономическом развитии. Разрушались и гибли в огне пожаров города, квалифицированные ремесленники уводились в плен, исчезали сложные виды ремесел. Углублялось разобщение Руси, происходило обособление отдельных её частей. Некоторые западные и южные районы в виду ослабления страны, были захвачены польскими и литовскими феодалами. Под ударом находились торговые связи Руси с Западом.
В результате нашествия произошло резкое сокращение численности населения, особенно это коснулось городов, население которых или полностью уничтожалось, или уводилось в рабство.
Разрушенные города восстанавливались с большим трудом, что обусловливалось двумя факторами:
- часть дохода уходила в виде дани в Орду;
- ослабленная Русь в течение длительного времени в одиночку сдерживала натиск монголов.
Однако нашествие на Русь, при всех его тяжелых последствиях, имело особенность – русский народ сохранил свою национальную самостоятельность и нашел силы навсегда покончить с врагами, освободив свои родные земли.
В отличие от других завоеванных районов, татаро-монголы не включали русские земли в состав Золотой Орды и не создавали постоянно действующей администрации на местах. Зависимость от татарских ханов выражалась в тяжелой дани, сбор которой они передавали русским князьям. В дальнейшем их баскаки – сборщики дани, отзывались из русских городов, а это уменьшало возможность вмешательства во внутриполитическую жизнь Руси.
Надо сказать и о том, что хотя татаро-монголы разрушали русские церкви, но открыто не посягали на духовный образ жизни русских. В той или иной степени они были терпимы к любому вероисповеданию. Более того, ордынцы считали русское духовенство своими союзниками, потому что русская церковь боролась против католического влияния. К тому же римский папа был ярым врагом Золотой Орды.
Надо сказать и о том, что в начальный период татаро-монгольского ига русская церковь оказывала поддержку тем князьям, которые выступали за сосуществование с Ордой, поэтому ордынцы в свою очередь освобождали от дани русское духовенство, обеспечивая церковных служителей охранными грамотами на церковное имущество.Большую роль позже русская церковь сыграла в сплочении русского народа в борьбе за независимость.
Влияние татаро-монгольского нашествия на географию Восточной Руси
Татаро-монгольское нашествие в XIII веке привело к значительным изменениям в размещении населения Северо-Восточной части Руси.
Рисунок 1. Поход хана Батыя на Русь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Покидая свои земли в поисках большей безопасности, люди уходили на север, в результате чего происходило запустение отдельных княжеств и перемещение центров политической жизни. Население Северо-Восточной Руси пряталось от врага в лесах. Остальная часть возвращалась после отхода Батыя в половецкие степи.
Татаро-монгольские набеги были опустошительными, но кратковременными, с длительными перерывами.
О возвращении населения, о восстановлении сел и городов, например, во Владимирской земле, в 1238 г летописи содержат записи. Они повествуют о действиях великого князя Ярослава Всеволодовича, который стремился навести порядок и восстановить светские и духовные законы.
Восстановление Владимирской земли и возвращение населения стало следствием того, что татаро-монголы крупных походов в Северо-Восточную Русь не предпринимали, а князья сумели установить с Ордой определенные взаимоотношения.
После возвращения из Орды великого князя Ярослава Всеволодовича, во Владимирские земли начинается переселение из южных княжеств, которые опустошались татарскими набегами и литовскими князьями.
Летопись говорит, что возвращались галичане, кияне, переяславцы, смольняне, полочане, рязанцы, муромцы и др.
Массовый уход населения из Владимирских земель на север и на запад, связан был не с нашествием Батыя, а почти ежегодными татарскими набегами в последней четверти XIII века.
Чаще всего набегам татар подвергались владимирские земли по Клязьме, а также Переяславское, Рязанское княжество и Муромские земли, располагавшиеся по Оке.
Перемещение населения под влиянием татаро-монгольского нашествия является процессом сложным и противоречивым, поскольку интенсивность миграционных потоков и их направление связаны с разными факторами.
Среди них:
- княжеские коалиции в междоусобицах;
- направление походов татаро-монгол;
- ориентация отдельных князей во внешней политике;
- уровень развития и внутреннее положение княжеств;
- степень запустения после татарских набегов;
- наличие торговых и морских путей и др.
Миграционные потоки и их направление также зависели от двух враждующих коалиций князей, которые существовали в Северо-Восточной Руси в 80-90-е годы XIII века и вели борьбу за великокняжеский «стол».
Одна группировка была представлена князьями Андреем Александровичем Городецким, Федором Ростиславичем Ярославским, Константином Ростовским и пользовалась поддержкой Волжской Орды.
Другая группировка с великим князем Дмитрием Александровичем Переяславским, Михаилом Ярославичем Тверским, Даниилом Александровичем Московским, ориентировалась на темника Ногая.
Население из разоренных татаро-монголами земель бежало в княжества, союзные с Ордой.
Основные направления миграций в период монгольского нашествия
Для последней четверти XIII века характерно было массовое бегство населения из Переяславского княжества.
По сообщениям летописцев это было время постоянных татарских набегов.
Симеоновская летопись говорит о том, что в 1293 г, подступившие к Переяславлю татаро-монголы, обнаружили город пустым – население бежало в Тверское и Московское княжества, что были западными окраинами и являлись союзниками Дмитрия Переяславского в войне с Андреем Городецким и поддерживавшими его татарами.
Московские и Тверские земли в это время значительно увеличили свое население, появлялись новые слободы, строились новые монастыри.
Вторым было северное направление массового перемещения. Население из Владимирских земель по реке Клязьме бежало к Ростову и Ярославлю, князья которых были постоянными союзниками князя Андрея Городецкого, пользовавшегося поддержкой татар, что гарантировало безопасность от татарских набегов.
Появление татар у Ростова отмечалось только один раз, в 1281 г, но татары не стали брать город и отошли.
Не подвергалось татарскому разгрому и Ярославское княжество, хотя в 1293 г отряд татар подходил к городу. Это были довольно безопасные земли Поволжья, куда и бежало население из опустошенных земель.
Частично население оседало на Верхней Волге, на её правом берегу, другая часть уходила в заволжские леса.
Проследить движение населения из Ярославского и Ростовского княжеств позволяют факты монастырской колонизации.
В Ярославском, Костромском, Ростовском княжествах, по подсчетам М.К. Любавского, появилось 27 новых монастырей к концу XIII века, а на реке Шексна зафиксировано 13 новых монастырей, на Кубенском озере – в направлении Вологды, возникло более 20 монастырей.
Ярославское и Белозерское княжества, по данным того же М.К. Любавского, выделили по 7 уделов для населения.
Население из ярославских и ростовских земель перемещалось к Великому Устюгу, т. е. двигалось на северо-восток. Однако это направление прослеживается плохо, потому что исследования опирались только на факты монастырской колонизации.
Уточнить путь переселенцев может археологический материал.
На основании обобщенных материалов по русским курганам XIII века, П.Н. Терентьев считает, что русское население окончательно закрепилось на костромском левобережье в середине XII века.
В летописях 1238 г упоминается город Галич-Мерьский, взятый Батыем в середине XIII века. У города Тотьмы на Сухоне тоже зафиксированы русские могильники XIII-XIV веков.
Анализ русских курганов П.Н. Третьякова отмечает, что во второй половине XIII-XIV веков переселенческий поток шел уже не из Новгорода, а из Ярославля-Ростова-Суздаля.
В летописях часто упоминается Великий Устюг, что говорит о его возросшем значении. Проникают русские поселения и дальше на северо-восток – это Вычегда и Верхняя Мезень.
Продвижение русского населения в этот район объясняется тем, что для русских переселенцев путь в верховья Камы был закрыт, поскольку это была зона булгарского влияния.
Довольно успешно можно было продвинуться от Устюга в южном направлении только в районе Вятки.
На Вятку проникали от Устюга переселенцы из «низовских земель», но проследить этот процесс затруднительно.
Есть ещё один район заволжской колонизации – бассейн рек Унжи и Ветлуги, куда бежало от татар население нижней Оки и Клязьмы.
Русские заселили Ветлугу довольно густо во второй половине XIV века.
Тем не менее, несмотря на тяжелейшие последствия монголо-татарского нашествия, в междуречье Оки и Волги сохранился основной костяк русского населения.