Международные связи Киевской Руси – это отношения Киевской Руси с другими государствами и народами в дипломатической, культурной, военной и др. сферах.
Периодом Киевской Руси принято обозначать время в истории России в IX-XIII вв., так как тогда политическим центром был город Киев.
Международные связи восточных славян и первых русских князей
Истоки и традиции международных связей Киевской Руси необходимо искать во внешних связях восточнославянских племен – кривичей, вятичей, словен, чуди, веси, полян, древлян и пр. Реальную угрозу для них представляла Волжская Булгария, которая появилась в середине VII в. на среднем течении Волги и в низовьях Камы.
Булгар во второй половине VII в. начинают теснить тюркские племена хазар, которые позже создают свое государство Хазарский каганат, охвативший территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья со столицей в Белой Веже. Очевидно, что у них были конфликты с восточнославянскими племенами, ибо некоторые из них, например, вятичи, должны были выплачивать им дань, по свидетельству летописи.
На северо-западе от восточных славян находилась еще одна грозная сила – варяги, пик вторжения которых на славянские территории происходил в IX в.
При этом со своими соседями восточнославянские племена не только воевали, но имели также культурные и экономические связи. Археологические данные подтверждают торговый обмен между народами, а лингвистические исследования показали языковые заимствования.
Особое место в международных связях восточных славян уделено варягам. Повесть временных лет сообщает легенду, согласно которой племена чуди, веси, кричивей и словен призвали на свою землю княжить варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора. Дискуссии об исторической основе это легенды породили «норманнский вопрос», суть которого состоит в выяснении роли варягов в формировании государственности на Руси. Представляется наиболее вероятным, что их вклад в развитие государственности, несомненно, стоит признать, но при этом надо понимать, что государственная система формировалась и внутри восточнославянского общества.
О правлении Рюрика мы почти ничего не знаем. После него княжить стал его воевода Олег (882-912 гг.), который проводил активную политику по объединению восточнославянских племен для отражения набегов печенегов, хазар и пр. В 909-910 был совершен поход войска по Каспию, а в 912 г. были покорены племена аланов и касогов.
В 907 г. был совершен успешный поход Олега на Византию, в результате которого был заключен первый известный русско-византийский договор. Этот документ устанавливал выплату Византией дани Руси, а также предоставление русским купцам льгот. В 912 г. договор был подтвержден и боле четко оформил отношения между Русью и Византией.
Преемник Олега и сын Рюрика Игорь (912-945 гг.) также совершил походы на Византию, однако неудачно:
- в 941 г. русские суда проиграли в морском сражении византийцам;
- в 944 г. Игорь собрал войско из разных восточнославянских племен, однако византийцы предпочли откупиться. Был заключен новый договор, по которому Русь теряла прежние привилегии.
После Игоря на престоле оказалась его жена, Ольга (регентом при малолетнем Святославе), которая совершила дипломатический визит в Византию и приняла там христианство.
Сын Ольги и Игоря Святослав (964-972 гг.) все правление провел в военных походах. Он:
- покорил вятичей;
- разгромил Волжскую Булгарию, захватил около 80 дунайских крепостей;
- воевал с Византией;
- разгромил Хазарский каганат, захватив их столицу Белую Вежу;
- отбивал набеги печенегов.
В итоге, после поражения византийцам под Доростолом в 971 г., Святослав заключил договор с императором Иоанном Цимисхием. После этого он был вероломно убит печенежнским ханом Курей, подосланным византийцами.
Принятие христианства
Великим киевским князем становится младший сын Святослава Владимир (после междоусобной войны). В 981-983 гг. он совершает походы на вятичей, радимичей, ятвягов, а в 992 г. идет на хорватов. Также при Владимире на Руси утверждается новая вера – христианство. По всей вероятности, решение о принятии христианства было вызвано необходимостью консолидации государства, где начинали бо́льшую роль играть территориальные связи, пришедшие на смену родоплеменным. Начинали развиваться города-государства, что приводило к распаду целостности Руси. Сначала Владимир пытался создать единый языческий пантеон (ибо в разных племенах могли почитать разных богов), но затем обратился к монотеистической религии. Важным фактором здесь являлось стремление включить Древнерусское государство в ряд мировых держав.
Существует традиция о «выборе веры» Владимиром и его окружением. К ним приезжали различные посольства: католики из Западной Европы, мусульмане от Волжской Булгарии, иудеи от Хазарии, христиане из Византии. Владимир и сам отправлял посольства к болгарам, грекам, немцам, чтобы «испытать их службу». В результате было выбрано христианство по византийскому обряду, которое якобы поразило киевского князя красотой службы. Это была не единственная причина. Более важным фактором здесь является желание сохранить связи с Византией и превращение ее в своего союзника как одну из могущественнейших держав того времени.
Сам Владимир крестился, по преданию, в Корсуни в 988 г., хотя споры о датировке крещения все еще ведутся. После этого князь вместе с греческими священниками «крестили Русь», а в первую очередь, жителей Киева и Новгорода. Тогда же в Киеве была учреждена митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату. Епархии были учреждены и в Новгороде, Белгороде, а также, возможно, в Полоцке и Чернигове. Первыми священниками были византийцы: первым митрополитом Киевским считается св. Михаил, однако есть мнение, что это был Феофилакт, приехавший из Севастийской митрополии на северо-востоке Малой Азии.
Принятие христианства оказало большое влияние на последующее культурное и политическое развитие Руси. Во-первых, это вызвало оживление русско-византийских отношений. Во-вторых, на Русь начали проникать элементы христианской культуры, что значительно повысило уровень просвещенности (появляются церкви и монастыри как центры книжности и знаний), а также поставило развитие искусств (живописи, архитектуры) на новый уровень и определило их дальнейшее направление в церковном русле. В-третьих, Русь стала преемником Византии как центра христианской культуры.