Сущность понятия «цивилизация». Типология цивилизаций
Цивилизация – это определенная стадия развития человеческого общества, отражающая достижение некоторого уровня социальности, который выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы.
Цивилизация как крупная социокультурная система, включает религиозную, экономическую, политическую, социальную составляющие, а также систему воспитания и образования. Элементы этой системы делают цивилизацию своеобразной. При взаимодействии друг с другом они не теряют своей уникальности, а заимствование каких-либо элементов у других цивилизаций может их обогатить или обеднить.
История «цивилизаций» и история «культуры» связаны между собой теснейшим образом и в большинстве случаев последние 200 лет выступают как синонимы, как однозначные термины. Оба понятия указывают на ту или иную форму истории человечества, ограниченную рамками какой-либо эпохи.
Если под цивилизацией понимать ступень общественного и культурного развития общества, то с этой точки зрения выделяется доцивилизационный этап и эпоха цивилизаций. Однако надо сказать, что цивилизации могут существовать одновременно, а не только следовать друг за другом. Например, наряду с цивилизациями существуют дикие примитивные народы, т.е. нецивилизованные, как в Древнем мире сосуществовали культурные греки и римляне и варвары.
В качестве периодов эволюции общества и культуры американский антрополог Л.Г. Морган выделил:
- дикость,
- варварство,
- цивилизацию.
Первый этап связан с присвоением людьми готовых продуктов, которые давала природа. Второй этап связан с развитием земледелия и скотоводства, а третий этап - с появлением государства, развитием торговли и ремесла.
Сама периодизация Моргана считается сегодня устаревшей, но сохраняется её понимание как ступени исторического развития.
Основу типологии цивилизаций составляют четыре критерия:
- фундаментальные черты духовной жизни людей;
- взаимозависимость историко-политических судеб, экономического развития и их общность;
- взаимопереплетение культур;
- общие интересы и задачи с точки зрения перспектив развития.
Исходя из этих критериев, выделяются четыре основных типа цивилизаций:
- непрогрессивные формы существования, т. е. природные сообщества;
- восточная цивилизация;
- западная цивилизация;
- техногенная цивилизация.
Народы природного сообщества живут в рамках годового природного цикла. Они адаптировались к окружающей среде, и смысл существования видят в сохранении хрупкого равновесия между природой и человеком.
Восточная цивилизация сформировалась на Древнем Востоке к III тысячелетию до нашей эры – Древняя Индия, Вавилон, Древний Китай, Древний Египет. Характерными чертами этой цивилизации являются традиционализм, зависимость человека от сил природы, созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на внутренней духовной жизни, принцип коллективизма в общественной жизни, политическая организация в форме деспотий – преобладание государства над обществом. Экономическая основа представлена корпоративной и государственной формой собственности, а основной метод управления – принуждение.
Что касается западной цивилизации, то на определенном этапе развития она носит черты техногенной цивилизации, сформировавшейся в Европе в XV-XVII веках. Главную роль в техногенной цивилизации играет научная рациональность, прогресс науки и техники, основанный на особой ценности разума.
Место России в системе мировых цивилизаций
В отечественной истории XX века господствующим был формационный подход и потому место страны во всемирной истории определялось с точки зрения её принадлежности к одной из общественно-экономических формаций, позже стали применять иной, цивилизационный подход, в пользу которого говорят многие аргументы.
Рисунок 1. Русская цивилизация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Население России, абсолютное большинство которого исповедует христианство, привержено социально-психологическим установкам и ценностям, лежащим в основе западной цивилизации.
Российские европеисты идеализировали Запад и считали, что Россия должна подражать Западу, чтобы двигаться в своем развитии. Славянофилы же отстаивали идею самобытности России. Сторонникам её были и евразийцы, и другие представители «патриотической идеологии». Идею самобытности России славянофилы связывали со своеобразным путем развития и исключительным своеобразием русской культуры.
Высокая духовность и коллективистское общинное устройство социальной жизни являются характерными чертами русской цивилизации. При этом, то, что Россия отличается от Запада, признавали и славянофилы, и западники. Однако славянофилы не считали западную цивилизацию высшим достижением мировой истории.
Оба идейных лагеря имели и общую точку соприкосновения. Западники считали Россию в движении по той же эволюционной лестнице на «круг ниже Европы». Славянофилы соглашались только с тем, что «Россия является тем, чем Европа раньше была».
Евразийцы же полагали, что Россия – это ни Европа, ни Азия – Россия, это Евразия. Коренная идея евразийского учения – это идея о «сокровенном сродстве душ» народов, которые населяют Евразийский материк, т. е. Россию.
Идея евразийского учения состояла в том, что все российские народы самой судьбой обречены жить вместе в рамках единого государства. Большая заслуга концепции заключается в том, что российская культура решительным образом перестает рассматриваться как синоним отсталости и варварства.
Образ мыслей и образ жизни в России никогда не будет и никогда не был чисто европейским или чисто азиатским, так же он никогда не будет суммой этих двух начал.
Психологическая структура россиянина не совпадает с психологической структурой европейца или представителя азиатских регионов – Ближнего Востока, Китая, Индии, Японии. Экономическая и политическая система России не будет целиком идентична экономическим и политическим системам Азии или Европы.
Современные исследователи считают Россию самостоятельной цивилизацией, которая имеет свою самобытную историческую судьбу, свой менталитет, свое экономическое и культурное пространство.
Цивилизационная характеристика России в начале XXI века
Страна оказалась на рубеже XX-XXI веков в состоянии острого цивилизационного кризиса, проявлением которого стал распад государства и суперэтнической общности под названием «многонациональный советский народ».
С распадом одного государства на его месте появилось новое территориально-государственное образование – Российская Федерация, совершенно иное по политическому устройству, социальной структуре и экономическому укладу.
Так как Россия стала правопреемницей СССР, то и её цивилизационные характеристики необходимо сопоставлять с такими же показателями СССР.
Площадь страны стала, естественно, меньше и составила 17,1 млн. кв. км, что составляет 76%. от территории СССР.
Численность населения уменьшилась в большей степени, и на 1 января 2009 года составляла 141,9 млн. чел., т. е. сокращение произошло в 2 раза, зато резко повысился удельный вес русских как государствообразующего этноса. Если в СССР русские составляли 50% населения, то с его распадом доля русских составила 82%, что является положительным фактором национальной безопасности страны и этнической стабильности. Однако Россия остается многонациональным государством, несмотря на преобладание «титульной нации». В стране проживает 130 этнических общностей.
Геополитическое положение России с распадом СССР изменилось. Из морских портов на Балтике остались Санкт-Петербург, Калининград, Усть-Луга, Приморск, Выборг, некоторые угольные и нефтяные терминалы. На Черном море в Россию вернулся порт Севастополь. «Защитные оболочки» и военные базы, располагавшиеся на территории бывших республик, были утрачены, а значит, сократилась численность вооруженных сил. Если говорить о техническом оснащении российской армии, то сегодня, в 2022 г., ей нет равных.
Несмотря на изменения после распада, Россия сохранила признаки своей цивилизационной идентичности, которая формировалась в прошлые столетия:
- Россия по-прежнему является геополитическим мостом между Европой и Азией;
- сохранилась значительная протяженность границ, которые в советский период были формальными;
- сохранились огромные природные ресурсы, высокий уровень образования населения и его квалификация;
- сохранилось духовное объединяющее начало – православие, которое исповедует подавляющее большинство населения страны.
Россия на сегодняшний день, в целом, является важным субъектом мировой политики, которая открыто декларирует свои национальные интересы и отстаивает их.