Пётр I, прозванный Великим (1672 —1725) — это последний русский царь (с 1682 года) и с 1721 года первый Император Всероссийский.
Пётр I - представитель рода Романовых, провозглашён в десятилетнем возрасте царём, начал самостоятельное правление в 1689 году, его формальным соправителем до 1696 года был брат Иван.
Пётр с юных лет проявлял интерес к заграничной жизни и наукам, первым из русских правителей совершил путешествие по Западной Европе. По возвращении в 1698 году в Россию Пётр начал масштабные реформы государства и общества. Заслугой Петра было расширение территории страны в Прибалтийском регионе в результате победы в Северной войне, что позволило ему в 1721 году принять титул императора.
В общественном мнении и исторической науке с конца XVIII века присутствуют диаметрально противоположные оценки личности Петра I. Официальная российская историография считает Петра одним из самых выдающихся государственных деятелей, который определил развитие России в XVIII веке. В то же время многие историки, включая Николая Карамзина, Василия Ключевского, Павла Милюкова, давали критические оценки его личности.
Внешность
Ребёнком Пётр поражал окружающих красотой и живостью лица. Из-за высокого роста — 203 см — в толпе он выдавался на голову. При таком росте, он не имел богатырского сложения — обувь носил 39 размера, а одежду 48. Руки его были небольшие, а плечи узкие для такого роста, голова была мала по сравнению с телом.
Окружающих страшили судорожные подёргивания лица царя в минуты душевного волнения и гнева. Современники приписывали эти конвульсивные движения детскому потрясению при стрелецких бунтах или попытке отравления Софьей.
Характер
У Петра I сноровка и практическая сметливость, весёлость, прямота сочетались со стихийными порывами в выражении гнева и ласки, а иногда и с жестокостью.
В юности Пётр с товарищами предавался безумным оргиям. В гневе он мог избивать приближённых. Жертвами злых шуток царь избирал «старых бояр» и «знатных персон» — как сообщает князь Куракин, «людей толстых протаскивали сквозь стула, где невозможно статься, на многих платья сдирали и оставляли нагишом…». Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор глумился над всем, что ценилось и почиталось в обществе как морально-религиозные или исконно-бытовые устои. Он лично был палачом при казни участников стрелецкого восстания. Посланник Дании Юст Юль рассказывал, что после победы под Полтавой во время торжественного въезда в Москву Пётр, бледный, с искажённым лицом, производя «движения ртом, головой, руками, плечами, кистями и ступнями», в исступлении набросился на оплошавшего солдата и начал «рубить его мечом».
В 1705 году Петр вел боевые действия на территориях Речи Посполитой. 11 июля Пётр присутствовал в василианском монастыре в Полоцке на вечерне. Когда один из василиан назвал священномучеником Иосафата Кунцевича, притеснявшего православных жителей, царь приказал задержать монахов. Василиане оказали сопротивление и четверо были зарублены. На следующий день Пётр повелел повесить монаха, ведущего проповеди, направленные против русских.
Семья
Пётр в первый раз женился по настоянию матери в 17 лет на Евдокии Лопухиной. Через год у них родился сын Алексей, который воспитывался матерью в понятиях, чуждых деятельности Петра. Остальные дети от Евдокии умирали после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина была замешана в бунте стрельцов, целью которого являлось возведение её сына на царство, и была отправлена в монастырь.
Алексей Петрович, наследник престола, осуждал преобразования отца, и бежал в Вену под покровительство родственника жены (Шарлотты Брауншвейгской) Карла VI, где искал помощи в низвержении Петра I. В 1717 году послы уговорили царевича вернуться домой, и в России он был взят под стражу. 24 июня 1718 года Верховный суд из 127 человек, вынес Алексею смертный приговор, признав его виновным в измене. 26 июня 1718 года царевич умер в Петропавловской крепости. Настоящая причина смерти Алексея достоверно до сих пор не установлена.
В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Марту Скавронскую, захваченную русской армией как добычу при взятии крепости Мариенбург. Пётр забрал у Александра Меншикова служанку из прибалтийских крестьян и сделал её любовницей. Катерина в 1704 году родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (оба вскоре умерли). До законного замужества Катерина родила Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета в свое время стала императрицей (1741—1761). Катерина единственная могла совладать с императором в его припадках, умела лаской и вниманием успокоить приступы головной боли. Голос Катерины успокаивал Петра.
Официальное венчание состоялось 19 февраля 1712 года после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как соправительницу и императрицу. Екатерина Алексеевна родила 11 детей, но большинство из них умерли в детстве, кроме Анны и Елизаветы.
Легенды о личности Петра
Деятельность Петра не вызывала в обществе неоднозначную реакцию — от одобрения до отрицания. В лагере консерваторов кроме бояр следует выделить крестьянство, городские низы, для которых реформы оборачивались увеличением податей.
Царя осуждали за женитьбу на протестантке, бритье бород, введение табакокурения и иноземного платья.
Варианты легенд расходятся в определении «отца» императора, но все согласны, что им был «немец из немецкой слободы». Первый вариант легенды звучит, что немцы подменили младенца, и взамен подлинного царевича у мамок оказался «немчонок». Что случилось с «настоящим» Петром, легенда не говорит.
Согласно другому варианту легенды, подмену осуществила Наталья Кирилловна, опасаясь мужа, который пригрозил «разлюбить её», если на свет появится девочка. Разрешившись от бремени, Наталья Кириловна подменила её на взятого из Кукуя «немчонка».
Еще один вариант приписывает отцовство Ф. Лефорту, «объясняя» этим его положение во дворе, и «почтительность» царя.
Слухи о подмене оживились после начала преобразований Петра. Согласно легенде, подмена была проведена «за морем».
Другой вариант легенды конкретизирует, что подмена случилась в Риге, где царя «заклали в стену», а на Русь прислали похожего на Петра самозванца.
Вариант легенды «Антихристовой подмены» получил хождение в скитах старообрядцев.