Культура Смоленского княжества формировалась под воздействием различных народов и государств. Влияние различных культур обусловлено местоположением самого княжества. Княжество было своеобразным «узлом» на пути перемещения товаров и людей. На его территории сходились важнейшие торговые пути средневековой европейской торговли: Балтийско-Черноморский и Балтийско-Волжский. Через торговлю смоляне знакомились с остальной планетой и формировали собственный неповторимый мир.
Архитектура
Первоначально город Смоленск размещался в районе современного Гнездиловского могильника. Из-за постоянных угроз разлива Днепра в конце XI века город был перенесен на современное место. Как и положено на новом месте в первую очередь стали возводить крепостные стены и храмы.
Опираясь на работы современных археологов можно с полной уверенностью сказать, что на территории города к моменту прихода монгол существовало двадцать шесть каменных храмов, другие считают сорок шесть, и еще четыре вне его пределов. К сегодняшнему дню их осталось три.
Один из сохранившихся храмов – это Свято-Успенский кафедральный Собор (храм Успения Пресвятой Богородицы или Успенский Собор). Строительство собора была начато, по приказанию Владимира Мономаха, в 1101 г. во время его поездки в Суздаль. Этот храм был первым каменным культовым сооружением в княжестве. Храм был выстроен в подражание собору Киево-Печерского монастыря.
На берегу реки Сядынь погиб один из первых русских святых – князь Глеб. Смоленские князья, пользуясь эти фактом, хотели поднять значение своей столицы. Поэтому начиная с сороковых годов XII века в городе начинается массовое строительство. По свидетельствам летописцев, князья, обустраивая свою резиденцию хотели из нее сделать второй Вышгород (первый был в Киеве).
В 1145-1146 годах в Смоленске была выстроена «великая церковь» Бориса и Глеба – великолепный шестистолпный монастырский собор. В середине XII века Роман Ростиславович, князь Смоленский, строит церковь Петра и Павла. В 1173 году он же строит храм Иоанна Богослова. В 1191-1194 годах выстроен княжеский храм Михаила Архангела.
Рисунок 1. Архитектура Смоленска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для всех Смоленских церквей характерна крестово-купольная четырех-шестистолповая постройка. Архитектурные сооружения, выполненные в Смоленском княжестве, напоминают сооружения, сделанные в Киеве, но при детальном рассмотрении можно увидеть, что только в общих чертах. Смоленские архитекторы и зодчие, изучая киевскую архитектуру, перекладывали ее произведения с учетом местных особенностей.
Архитектуру этого региона отличает наличие романских элементов – пучковых пилястров, аркатурных поясов, перспективных порталов. Этот вид влияния обусловлен наличием западных мастеров, работавших в Смоленске на строительстве и украшении городских зданий и сооружений.
Живопись
К сожалению, аутентичных произведений смоленской живописной школы сохранилось очень мало. Этому в первую очередь способствовало местоположение региона. За последнюю тысячу лет через территорию, где располагалось княжество, не раз и не два проходили все войны, которые Россия вела в западном направлении.
Сохранились орнаментальные росписи оконных проемов в Петропавловском соборе. Перед началом Великой отечественной войны в этом храме существовала огромная композиция «Руно Гедеоново». Сейчас это произведение известно только по отдельным спискам и воспроизведениям.
В начале 60-х годов 20 века были проведены археологические раскопки монастырского храма на Протоке. В результате раскопок собора, в нижней части стен были открыты росписи декоративного характера. На этих росписях были представлены святитель Николай, святая Параскева и трое мучеников в белых одеждах. Живописные произведения датируются концом 12 – началом 13 веков.
Найденные произведения отличались свободой и живописностью выполнения. По своему стилю исполнения лики святых ближе к киевской школе, чем к новгородской. В росписях мало использованы белильные линии и блики и им присуща спокойная светотеневая лепка.
Смоленские росписи отличаются и по технике исполнения от киевских и новгородских произведений этого же времени. Подготовка пространства для росписи выполнена во фресковой технике, а вот собственно роспись осуществлена по сухой штукатурке при помощи связующего элемента.
Если же говорить о миниатюрных живописных произведениях, созданных в пределах Смоленского княжества, то здесь стоит остановиться на следующих сохранившихся произведениях:
- Хутынский Служебник – в этой рукописи присутствуют миниатюры с изображениями отцов церкви – Иоанна Златоуста и Василия Великого, этим изображениям присущи правильные пропорции и хорошая техника выполнения рисунка. Изображения святых кажутся парящими в воздухе. Такое свойство достигнуто за счет абстрактности фона. Несмотря на то, что это произведение религиозного характера, обрамление рисунков и орнаментальная часть выполнена по мотивам народного искусства;
- Смоленское Евангелие 13 века – по стилю художественного исполнения близко к предыдущему произведению;
- изображение евангелиста Иоанна – несмотря на плохое качество сохранности, в этом произведении угадываются стиль исполнения близкий к «Хутынскому Служебнику».
Литература
Все ныне существующие литературные произведения Смоленского княжества по времени создания относятся к периоду наибольшего расцвета государства – 12-13 векам. К современному читателю пришло три основных смоленских произведения (не считаю отрывочных летописей):
«О великом князе Мстиславе смоленском и церкви» – создан приблизительно около 1167 года с целью прославления деяний князя Ростислава
«О перенесении мощей Бориса и Глеба на Смядынь» – в повести рассказывается о перенесении князем Давидом Смоленским гробниц первых русским святых Бориса и Глеба в Смедынский монастырь в Смоленске. Считается, что работа выполнена по заказу самого князя.
«Житие Авраамия Смоленского» – приводится жизнеописание местночтимого святого Авраамия.