Блокада Ленинграда — это военная блокада города немецкими войсками и войсками их союзников в период Великой Отечественной войны.
Творческие коллективы Ленинграда
Несмотря на войну, жители Ленинграда не утратили интерес к культуре. Ежедневно газеты публиковали афишу, и она была так же востребована, как сводки с фронта. Посещая театр, слушая музыку и шутки, ленинградцы освобождались от бремени дум. К действительности их возвращали воздушные тревоги, которые прерывали спектакли и вынуждали артистов и зрителей покинуть храм искусств. Иногда артисты шутили на тему обстрела, чтобы подбодрить публику. В таких случаях объявлялся перерыв, зрители спускались в бомбоубежище, а актеры отправлялись дежурить на крыши. По окончании тревоги публика возвращалась, и спектакль продолжался. 19 августа 1941 года началась эвакуация театральных коллективов. В Ташкент и Пермь выехали труппа Кировского театра, Консерватория и коллективы хореографического училища им. Вагановой. К осени были эвакуированы почти все музыкальные и театральные коллективы. Остались лишь Симфонический оркестр Радиокомитета и Театр музыкальной комедии. Особым явлением был театр народного ополчения.
Театр народного ополчения
Деятельность творческих коллективов и отдельных исполнителей в годы войны обрела особую ценность. Выступления поднимали настрой солдат, отогревали души и сердца людям, которые долго слышали только грохот канонады и видели последствия войны. Артисты были посланцами, связывавшими фронт и город, бойцов на передовой и ленинградцев.
Артистам удалось связать противоположные понятия: войну и культуру. Первым военным объединением артистов стал Театр народного ополчения, созданный после того, как 28 июня 1941 года была сформирована Ленинградская армия народного ополчения. Творческий коллектив был расформирован 23 сентября 1941 года вместе с ЛАНО. Тогда возник «Агитвзвод» - Военный театр при Доме Красной Армии им. С.М. Кирова. Позже театральные бригады выделились в автономные творческие объединения. Позднее был создан ансамбль Красной Армии Ленинградского фронта, выступавший в осаждённом городе и на фронте. За период с 23 июня 1941 года по 1 января 1942 года в Ленинграде прошли 3760, а на фронте - 6680 концертов. Всего Ленинградской эстрадой были даны свыше 12 тысяч концертов. Ленинградские артисты, как и горожане, страдали от голода. Жизнь артистов в условиях осады и дистрофии была преодолением невозможного — они были должны, испытывая тяготы, поднимать боевой дух людей. Однако коллективы продолжали играть. Исполнялась как русская, так и европейская классика. В одной программе могли звучать Глинка и Бетховен.
Блокадная оперетта
Самым заразительным источником оптимизма во время блокады был Театр музыкальной комедии. Ставились «Свадьба в Малиновке», «Марица», «Продавец птиц». В минусовую температуру, когда замерзал грим в коробочках, дамы на сцене появлялись в открытых платьях и изображали невыносимую жару. Любимцами публики были Валентин Свидерский, Лидия Колесникова, Нина Пельцер. В январе 1942 года театр сделал перерыв в работе из-за перебоев с электроэнергией. В марте спектакли возобновились и вновь привлекли публику. Сохранились свидетельства, что зал Музкомедии был ежедневно переполнен, бывали случаи, что люди меняли хлеб на билеты. Характерной чертой театра в блокадную зиму было полное отсутствие аплодисментов — собравшая последние силы истощенная публика не находила сил аплодировать, поэтому люди просто молча вставали с мест и приветствовали исполнителей. В конце 1941 года труппа переехала под крышу Пушкинского театра. Артисты театра Музыкальной комедии дали в блокаду сотни концертов. Театр вел активную творческую жизнь. Отличным было качество постановок. Слушатели радовались каждому спектаклю. В театр приходили письма с благодарностью.
Художники
Деятельность Ленинградского отделения союза художников была тесно связана с городскими советскими и партийными организациями. Многие художники были отозваны из армии. Боевым оружием художников стали плакаты, карикатуры, художественные призывы, выставки. Основная задача художников, была ясна: укрепить бодрость жителей города и поддержать их уверенность в победе; контратаковать вражескую пропаганду; вести наступление на болтунов, трусов, паникеров. Часто в плакатах поднималась тема трудовой дисциплины. Распространённым сюжетом был образ женщины, которая заменила ушедшего на фронт мужчину.
Большую известность имели серийные выпуски «Боевого карандаша». Лучшие плакаты помещали на улицах города. Были хорошо известны плакаты «Боевого карандаша». Его история началась со стенгазеты Ленинградского отделения Союза советских художников во время войны с Финляндией. Создателями и были графики:
- И. Астапов;
- В. Гальба;
- В. Курдов;
- Н. Муратов;
- Ю. Петров.
«Боевой карандаш» — это творческое объединение художников Ленинграда, выпускавших агитационные плакаты и сатирические рисунки в середине XX века.
Огромный вклад внесли художники, работавшие на фронте. Основной формой работы на передовой были натурные зарисовки - портреты бойцов, эпизоды фронтовой жизни. Позже они становились основой законченных произведений или графических серий. Помимо плакатов выпускались открытки, выполненные по оригиналам произведений живописцев, графиков и фронтовых художников. За время блокады появилось более 800 открыток. Самыми известными стали:
- «Герои Балтики»;
- «Ленинград в дни Отечественной войны»;
- «В тылу врага».
Музыка
Помимо художников жители осажденного Ленинграда призвали на помощь музыку. В ленинградской действительности она заняла прочное место. Завершившийся летом концертный сезон возобновился после того, как в начале сентября Управление Ленгорисполкома по делам искусств направило ряд бумаг в разные инстанции, подняв вопрос об организации концерта 14 сентября в фонд обороны. Он прошел при многочисленной аудитории в Большом зале филармонии, упрочив организаторов в намерениях не останавливаться. Концерт состоялся, несмотря на то, что еще в августе оркестр филармонии был эвакуирован: дирекция заключила договор с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета, который начал публичные выступления. Единственный выступающий симфонический коллектив обслуживал ленинградцев на протяжении блокады. Публика приходила в неотапливаемые залы филармонии. Люди в ватниках, пальто и шинелях не покидали мест до конца концерта. Почти все музыканты входили в команды противовоздушной обороны Радиокомитета и жили на казарменном положении. С началом воздушной тревоги они отправлялись на посты. Долгое время музыканты были на строительстве оборонительных рубежей. С конца сентября они приступили к своей основной работе.
Венцом творческой деятельности оркестра стало первое в Ленинграде исполнение Седьмой симфонии Шостаковича.