Политика в сфере культуры
Приход большевиков к власти в 1917 г. привел к масштабным реформам во всех сферах общественной жизни. Социалистическая идеология должна была стать единой основой мировоззрения советских граждан.
Большевики четко разделяли два типа культуры: «буржуазную» или «помещичью» и «пролетарскую» культуру. С первым типом культуры было необходимо решительно и беспощадно бороться, но это ставило перед новой властью проблему «чистки» старой культуры. Из нее надо было выбрать ее пролетарские составляющие, при этом подавляя непролетарские. Это затруднялось тем, что рабочие имели маленький удельный вес в политической и социальной структуре России, поэтому приходилось применять насильственные методы, создавая новую, социалистическую культуру. Это противостояла общедемократическая идея культуры как свободного и неограниченного идеологией творчества.
9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению, а 19 июня 1918 г. был создан Наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. В этот наркомат входили различные отделы: всеобщей грамотности, народных университетов, высшей школы, изобразительного и театрального искусств.
В октябре 1917 г. был сформирован Пролеткульт как негосударственный союз культурно-просветительских пролетарских организаций – он занимал важное место в культурно-просветительской работе того времени. В 1919 г. проходил расцвет его деятельности, тогда в нем было задействовано около 500 тыс. человек. Однако вскоре он был подчинен государству и стал частью Наркомпроса.
Проблему для большевиков представляла интеллигенция, которая изначально с радостью приняла падение самодержавия, однако бездеятельность Временного правительства и возмущение большевиками, разогнавшими Учредительное собрание, усилили ее критические настроения; многие из представителей интеллигенции отказались сотрудничать с советской властью. Гражданская война, террор, идея мировой революции, немедленное установление социализма настроили против большевиков даже тех, кто до этого им сочувствовал – А. Блока, М. Горького, В. Короленко, Ф. Шаляпина. Репрессивные меры в отношении интеллигенции привели к массовой эмиграции ее представителей.
Противоречивым было отношение советской власти к культурному наследию. В октябре 1917 г. Зимний дворец был объявлен музеем; позже в других царских дворцах также были созданы музеи. Были изданы декреты о сохранении памятников искусства и старины, о запрете вывоза их за границу и т.д., что показывало бережное отношение к наследию. Однако слабость молодого государства не позволяла следовать этим актам строго. Большой масштаб приобрели грабежи, хищения, контрабанда.
Одной из приоритетных государственных задач стало повышение уровня грамотности населения. По декрету Совнаркома в 1919 г., все граждане 8-50 лет, которые не умели читать и писать, должны были обучаться грамоте. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая готовила преподавателей и учителей, выпускала учебники, открывала школы.
Прежняя система образования была ликвидирована. Создавалась двухступенчатая школа: для детей от 8 до 13 лет и с 13 до 17 лет; обучение стало совместным, а из учебных планов убраны некоторые дисциплины. Вводились новые принципы образования:
- демократизация;
- светский характер обучения;
- связь обучения с практическим трудом.
Доступ в высшие учебные заведения был открыт всем гражданам, достигшим 16 лет, при этом без экзаменов (документов о среднем образовании также не требовали), однако приоритет отдавался выходцам из крестьянства и пролетариата.
Создавались рабочие факультеты (рабфаки), где можно было заполнить пробелы в знаниях и подготовиться к учебе в ВУЗе.
Также поначалу советская власть пыталась избавиться от профессоров старой школы, однако это не удалось, так как замены для них просто не было. Особое наступление было на гуманитарные факультеты, которые оказались упразднены и заменены факультетами общественных наук.
Политика в религиозной сфере
Нелегко пришлось религиозным институтам, так как согласно большевистской идеологии, религия была одним из средств угнетения пролетариата. Впрочем, и сама Церковь в тот период находилась в кризисном состоянии. Включенность в государственный аппарат и управление ею через бюрократию и светские институты способствовали снижению ее авторитета.
В декабре 1917 г. были выпущены декреты, согласно которым:
- церковные и монастырские земли, церковно-приходские школы, духовные академии, семинарии переходили к государству;
- был введен гражданский брак;
- церкви запрещалось владеть собственностью, и она лишалась прав как юридическое лицо.
Таким образом, Церковь оставалась без средств и прав. Эти декреты вызвали массу вопросов не только у духовных лиц, но и у простых прихожан. Разве может не всеми признанное правительство издавать указы в отношении довольно важного и древнего института как Церковь? Патриарх Тихон отправил правительству послание, где предал большевиков анафеме. Поместный собор также осудил эти действия, а в Москве и Петрограде в защиту Церкви были организованы крестные ходы.
Советская власть ответила еще более жесткими мерами. 23 января был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В феврале 1919 г. наркомат выпустил постановление, по которому святые мощи были скрыты для использования в атеистической пропаганде.
Противостояние между верующими и большевиками стало одним из факторов разрастания Гражданской войны. На стороне «белых» выступало множество священников, некоторые из них даже возглавляли военные отряды.
Большевики же закрывали церкви и монастыри, изымали церковное имущество, расправлялись со священниками – эти погромы достигли кульминации в 1922 г.
Но кроме сопротивления действовало и другое направление, которое выступало за сотрудничество. В 1920 г. был создан «Комитет по делам духовенства», который ставил целью приспосабливать духовных лиц к новым условиям.