Обретение рукописи
«Слово о полку Игореве» – это литературный памятник конца $XII$ века, уникальное в художественном плане и одно из самых значительных сочинений древнерусской литературы.
Был известен только один список «Слова о полку Игореве», который принадлежал коллекционеру графу Мусину-Пушкину А.И. Граф обнаружил документ в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря в $1792$ году и присвоил его. Впервые «Слово» издали за рубежом, в Гамбурге в $1797$ году. В Росии первое издание вышло в $1800$ году.
Рукопись «Слова о полку Игореве» была утрачена в ходе московского пожара $1812$ года.
Вопрос авторства и датировки произведения
На примере «Слова о полку Игореве» можно рассмотреть некоторые особенности древнерусской литературы, а именно:
- Анонимность произведения
- Патриотизм
- Глубокий психологизм
- Историзм
В связи с первым пунктом, мы не можем установить автора этого произведения. Исследователи с момента открытия документа пытались выяснить автора этого текста, выдвигались предположения, что это могло быть лицо княжеского рода, в качестве вариантов выдвигался почти каждый известный деятель культуры XII века.
Но достоверно установить можно только то, что это сочинение было написано в Южнорусских землях, возможно, в Киевской земле.
В связи с тем, что утраченный в пожаре список «Слова» датировался $XVI$ веком, практически сразу появилась скептическая точка зрения, согласно которой произведение столь сложное по композиции и художественному языку просто не могло быть написано в $XII$ веке. Однако на данный момент большинство исследователей придерживается мнения, что «Слово» действительно было написано в конце $XII$ века, поскольку ссылки на него мы находим в документах того времени.
Основа сюжета
«Слово о полку Игореве» было написано по горячим следам неудачного похода Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, против половцев в $1185$ году. Обычно этим же годом датируют создание «Слова». Стоит отметить, что в тексте произведения содержатся также сведения о междоусобицах и военных походах, включая более ранние времена.
Содержание
Повествование начинается без особых вступлений, автор специально это оговаривает, поскольку не считает нужным давать пояснение современникам описываемых событий:
«Или да начнется песнь ему по былям нашего времени - не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками».– «Слово о полку Игореве»
Экспозиция описывает Игоря как безрассудного и стремящегося к собственной славе, а также обозначает причины похода в степь. Завязкой является выступление княжеских войск, правда без уточнений, откуда они выступили и по какому маршруту шли. В произведении акцентируется на различных природных явлениях как дурных предзнаменованиях. Первое сражение княжеские полки выиграли. Перед вторым боем была кровавая заря: это дурное знамение, а также сам бой и поражение описаны подробно и ярко – это кульминация сюжета.
Важная роль в произведении отведена вставкам: сну Святослава, по которому он узнал о поражении войск, «Золотому слову» Святослава – в нем князь собирает князей отстоять русскую землю и отомстить за поражение Игоря. Вообще «Золотое слово» – центральное место произведения, оно подчеркивает, насколько автор и вообще простой народ стремился преодолеть раздробленность, идея единения очень сильна. Художественной красотой проникнут «Плач Ярославны». Развязкой всего произведения является побег князя Игоря из половецкого плена.
Личная позиция автора прослеживается во всем произведении, из чего можно сделать вывод о том, что он был как минимум свидетелем описываемых событий.
При том, что «Слово о полку Игореве» безусловно авторское произведение, в нем прослеживаются следы обращения к народной традиционной культуре в приемах, а также к летописной традиции.