Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Театр в России XVIII в.

Развитие придворных театров

К началу $XVIII$ в. Россия не имела профессионального театра. Однако различные варианты сценического искусства были издавна известны русскому обществу. Речь идет о народном театре (скоморошьи игрища, кукольный театр, театр Петрушки).

Уже с 1702 г. ведет свой отсчет русский общественный театр. В Москве, прямо на Красной площади, была отстроена «комедийная» хоромина на 400 зрительских мест. В качестве артистов была приглашена немецкая труппа Иоганна Кунста. В четырехлетней истории этого театра (он прекратил существование в 1706 г.), как и во многих других культурных экспериментах этого времени, было немного удач и много несообразностей. Но история шла своим чередом. И новые опыты театрального дела не заставили себя ждать. Точнее, они шли уже почти непрерывной чередой, прокладывая себе дорогу в российскую культурную жизнь различными путями.

Впервые годы $XVIII$ в. постановок при дворе не было. Они возобновились в 1706 г. и проводились в двух подмосковных селах – Преображенском (в палатах сестры Петра – царевны Наталии Алексеевны) и в Измайлове (во дворце Прасковьи Федоровны – вдовы царя Ивана).

После основания Петербурга и переезда в него Наталии Алексеевны, придворный театр был организован и в северной столице (именно с него и берет начало петербургская театральная история). Спектакли были любительскими и ставились силами самих придворных. Зато аудитория этого театра с самого начала была достаточно широкой для своего времени – на представления допускались все желающие из числа дворян. А спустя несколько десятилетий, при Елизавете Петровне, придворные спектакли даются уже не только для дворянской публики, но идут как общедоступные. Положение это закрепляется указом 1751 г., дозволяющим посещать представления придворного театра всем «прилично одетым людям».

Замечание 1

Впрочем к середине века у столичных любителей (придворные театры работали и в Петербурге, и в Москве) уже имелся выбор – театральная жизнь здесь не ограничивалась придворными постановками.

«Театр в России XVIII в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Профессиональный театр в Российской империи

В первой половине $XVIII$ в. эта форма театрального дела была представлена труппами иностранных актеров (немецких, итальянских, французских), приглашавшихся в Россию и последовательно сменявших друг друга. Первая из таких трупп появилась в Москве в 1702 году. В 1706 г. она покинула Россию. Последовал перерыв, а затем, с начала 20-х гг. иностранные артисты снова появляются в столицах. Причем наиболее часто и охотно приезжают немецкие труппы. Впрочем в 30-40 гг. в России работают также итальянцы (оперно-балетный театр, «комедия масок») и французы (труппа Сериньи).

Время для появления первого русского профессионального театра приспело к середине столетия. Такой театр открывается в Петербурге в 1757 г. основу его труппы составляют ярославские артисты во главе с Ф.Г. Волковым.

Ф.Г. Волков

Пример 1

С самого начала театр работал как постоянный, государственный, общедоступный – т.е. рассчитанный не только на дворян, но и купцов, разночинцев, ремесленников. В дальнейшем статус этого театра и его название неоднократно менялись. Но деятельность не прерывалась.

Сложнее обстояло дело с организацией аналогичного театра в Москве. Русский публичный театр был создан здесь в 1759 г. на основе университетской любительской труппы. Он не имел государственной дотации и просуществовал недолго. В последующие годы организацией общедоступного русского театра в первопрестольной занимаются многие русские и иностранные антрепренеры. Но по-прежнему на основе частной инициативы. Так или иначе, но такой театр в Москве уже не прекращает своего существования (артистов для него готовили университет и Воспитательный дом).

Любительские театры

Если профессиональный русский театр с трудом становился на ноги в Москве, то еще меньше условий для его возникновения имелось в русской провинции середины $XVIII$ века. Здесь в это время обходились полупрофессинальными и любительскими формами театрального дела, о которых будет сказано чуть позже. Однако в конце века ситуация меняется. По крайней мере десяток российских провинциальных городов обзаводится постоянными общедоступными театрами. Но география российского театрального искусства отнюдь не ограничивалась столь небольшим кругом городов. Куда более широкое распространение в провинции получили другие формы театрального дела.

Одной из них являлся городской полупрофессиональный демократический театр. Первые его шаги в России связаны со столицами. По своей суш демократический театр (как и балаганный) принадлежал к скоромошьей традиции, «народной потехе», трансформированной и приспособленной к реалиям российской жизни $XVIII$ в. и к новым социальным группам русского города этого времени. Репертуар его состоял из драматических произведений и инсценировок переводных романов и повестей. В 20-30-х гг. первые такие полупрофессиональные театральные коллективы возникают в городской среде Петербурга и Москвы.

Пример 2

К середине века число их увеличивается, а география выходит за пределы столиц. Без всякого указа сверху, без усилий местной власти, на творческом энтузиазме, идущим из самой разночинной городской среды, такие театры начинают возникать в российской провинции один за другим. Рязань, Ярославль, Пенза, Тобольск и некоторые другие губернские центры организуют у себя подобные заведения. Со временем некоторые из них укрепляясь, переходят в разряд профессиональных.

Однако большинство таких трупп сохраняло свой промежуточный статус. И география их в конце столетия могла быть заметно шире, чем у профессионального театра. Очевидно, многие губернские центры в это время уже имели подобные театры.

Расцвет русского театра во второй половине XVIII века

Интерес к любым театральным зрелищам был свойственен русской публике. В 70-е гг. единственным русским театром в столице был придворный театр, горожане фактически были лишены возможности бывать на спектаклях. В 1779 г. на Царицыном лугу начал работать первый частный театр в России, его актерами были воспитанники Воспитательного дома.

Вначале театр содержал К. Книппер, а с 1782 г. его возглавил выдающийся актер и режиссер И. А. Дмитревский. В этом театре состоялись первые представления комедий Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Театр Дмитревского был закрыт в 1783 г.

С этого времени петербургский театр целиком оказался в ведении правительства. Театральные постановки шли в государственном Большом (Каменном) театре и в Деревянном театре на Царицыном лугу. Русская труппа давала представления для дворянской аристократии на сцене придворного Эрмитажного театра. Екатерина II, равнодушно относившаяся к музыке, проявляла внимание к театру и даже писала пьесы. В Москве в 1780 г. был открыт новый театр, получивший название Петровского, так как находился на углу Петровки и Петровской площади (фактически на месте современного Большого театра). Театр вмещал до 1,5 тыс. зрителей и рассчитан был на смешанную публику – дворян, купцов, разночинцев.

Замечание 2

В последней трети $XVIII$ в. получают распространение частные помещичьи театры, известные как крепостные, так как актеры находились в крепостной зависимости от владельцев театров.

Известность получили театры Н.П. Шереметева в Кусково и Останкино, Н.Б. Юсупова в Архангельском и Москве, Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде, СМ. Каменского в Орле. Театральная жизнь получает развитие в провинции. В Тамбове, Калуге, Туле, Пензе, Воронеже Харькове и других городах создаются губернские и любительские театры. В 60–90-е гг. шел процесс становления национальной драматургии; происходили большие перемены в репертуаре русского театра. Наряду с «классическими» пьесами ставятся так называемые «слезные» комедии и «мещанские» драмы, написанны:

  • М.М. Херасковым,
  • В.И. Лукиным,
  • М.И. Веревкиным.

Значительным шагом на пути демократизации русского театра стали комедии Фонвизина. Сатирическая тема получила достойное продолжение в комедии В.В. Капниста «Ябеда». Лучшие образцы политической трагедии с ярко выраженными тираноборческими настроениями были созданы Н.П. Николевым («Сорена и Замир») и Я.Б. Княжниным («Росслав», «Вадим Новгородский»).

В 70-е годы возникает русская комическая опера, которая стала одним из самых любимых и демократических театральных жанров. Большой популярностью у публики пользовались комические оперы на крестьянские темы:

  • «Анюта» М.И. Попова,
  • «Розана и Любим» Николева,
  • «Мельник-колдун, обманщик и сват» A.A. Аблесимова,
  • «Несчастье от кареты» Княжнина,
  • и др.

Музыку к комическим операм писали русские композиторы Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.М. Соколовский. Успеху комической оперы способствовали увлекательный сюжет, доступность музыкально-драматической формы, близость к русскому фольклору, разговорной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot